Раввин из Кирьят-Малахи счастлив служить Путину

В субботу NRG-Maariv опубликовал панегирик президенту России Вла­димиру Путину. Издание сообщило израильской аудитории, что "сибир­ские евреи любят Путина", а главный раввин города Новосибирска, рав Шнеур-Залман Заклас называет его "самым большим юдофилом из всех российских президентов за последние десятилетия".

Корреспондент "Маарив" Нисан Цур отмечает, что рав Залман так пре­возносит российского президента, что "даже не отличающийся скром­ностью Путин наверняка бы покраснел", если бы услышал эти дифи­рамбы. Журналист, однако, пришел к выводу, что еврейская жизнь в Сибири действительно "цветет как никогда".

Наглядным доказательством этого служит для израильского журнали­ста новый роскошный еврейский общинный центр "Бейт Менахем", от­крытый в Новосибирске в конце августа. Нисан Цур перечисляет многочисленные удобства, получен­ные сибирскими евреями: тут и синагога, и миквы для мужчин и женщин, и кошерный ресторан, и спортзал с бассейном, и банкетный зал для проведения свадеб и бар-мицв, и магазин кошерной еды, и компьютерный класс, "и это далеко не все". Для входа в любое из помещений общинного центра тре­буется специальный электронный пропуск - таковы строгие меры безопасности на случай антисемит­ских атак, каковые не раз случались в Новосибирске.

Все эти блага предназначены для шеститысячной еврейской общины Новосибирска - именно такое ко­личество жителей города зарегистрированы, по данным "Маарив", в числе прихожан рава Залмана. Об­щее же число евреев в полуторамиллионном Новосибирске, по его данным, составляет не менее два­дцати тысяч. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Новосибирске жили около 3,300 евреев.

Рав Заклас, родившийся и окончивший хедер в Кирьят-Малахи, явно не силен в истории России и, воз­можно, не знает, что "за последние десятилетия" в России было всего три президента - Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, и сравнивать их по степени "любви к евреям" довольно затруд­нительно. Журналист "Маарив", объясняя со слов раввина, откуда в Сибири вообще взялись евреи, на­чинает с пленных, захваченных "советской армией" в ходе российско-польской войны 17 века. Новоси­бирск, по словам израильского журналиста, также построен "советскими властями" в 1893 году, и имен­но тогда, по версии Нисана Цура, были "сосланы в Сибирь десятки тысяч евреев со всей страны", а по­том, во время Второй Мировой войны, в Сибирь "бежали евреи из Европы, спасаясь от нацистских пре­следований".



Продолжение истории сибирского еврейства в изложении Цура выглядит не менее экстравагантно: по­сле войны большинство евреев покинули Сибирь, но многие предпочли остаться, и в Сибири возникли еврейские общины и еврейские политические партии (!). Затем, после создания Академгородка, "до Си­бири добрались еврейские мозги" - и так процветание продолжалось до наших дней, когда сибирское еврейство получило нового духовного лидера в лице дипломированного выпускника многих ешив, рава Залмана Закласа. Рав сообщил, что президент Путин лично просил его сохранить еврейское присут­ствие в Сибири, и он неустанно работает над этой задачей: 130 детишек посещают еврейскую школу и детский сад, семьи вместе отмечают субботу и молятся, а на молитву в Рош а-Шана собрались более 400 человек.

Рав Заклас сообщил, что стать главным раввином Новосибирска ему, тогда 20-летнему новоиспеченно­му раввину, предложил главный раввин России Берл Лазар. Тогда, в 1998 году, сибирские евреи вооб­ще не имели главного раввина, и никто из дипломированных раввинов не стремился ехать в далекий холодный город. Израильтянин тоже боялся, но согласился поехать посмотреть, благо билеты на са­молет ему и его жене оплатил Берл Лазар. Но, когда он приехал в Новосибирск в марте 1999 года, ван­далы разгромили местную синагогу, и российские журналисты, рассказывая об этом происшествии, на­чали именовать молодого израильтянина "главным раввином Новосибирска". Тот усмотрел в этом во­лю небес и решил не отказываться от звания.

Со времен распада СССР Новосибирск слыл "главным центром антисемитизма" в России. Однако рав Заклас говорит, что лично он с явным антисемитизмом не сталкивался, и предпочитает утверждать, что в городе его нет. Хотя на стенах еврейской школы рисовали свастики и писали "смерть евреям", а за время строительства еврейского центра в здании несколько раз били стекла, раввин говорит, что не уверен, можно ли назвать эти случаи проявлениями антисемитизма - возможно, речь идет о "про­стом хулиганстве".