Россия движется к ядерному самоубийству
На модерации
Отложенный
Вчера президенты США и РФ Барак Обама и Дмитрий Медведев в телефонном разговоре обсудили перспективы подписания нового Договора по СНВ и поручили завершить в ближайшее время техническую доработку документа. По сообщениям кремлевской пресс-службы, «обсуждение всех вопросов проходило в уже утвердившемся для контактов на высшем уровне духе конструктивности и доброжелательности».
Президенты рассчитывают, что работа над российско-американским Договором о СНВ будет завершена в ближайшие недели. «Мы рассчитываем, что они (делегации. - Прим. KM.RU) буквально в течение нескольких недель такую работу завершат. Хотя параллельно предстоит еще техническая, юридическая и лингвистическая чистка тех статей, которые уже в принципе согласованы», - заявил вчера в Лондоне глава МИД РФ Сергей Лавров. Комментируя итоги своих переговоров с госсекретарем США Хиллари Клинтон, он отметил, что делегации сторон возобновят переговоры на следующей неделе, и что у них «есть новые уточненные параметры по тем вопросам, которые еще требуют согласования».
Эти внешне благожелательные, но в целом весьма туманные и обтекаемые формулировки не позволяют даже приблизительно понять, как же решаются многочисленные спорные вопросы, из-за которых договор так и не был подписан в прошлом году, хотя о своем желании сделать это наперебой заявляли оба президента. КМ.RU уже неоднократно рассказывал, что у сторон серьезные разногласия и по методикам учета боеголовок и носителей, и по «возвратному потенциалу», и (самое существенное) по методам контроля исполнения договора.
Кроме того, российские переговорщики всячески пытаются увязать предполагаемое сокращение ядерного вооружения с проблемой развертывания американской системы ПРО. 29 декабря премьер-министр России Владимир Путин выступил во Владивостоке с достаточно резким заявлением: «Если мы не развиваем ПРО, то у нас создается опасность того, что, создав над собой зонтик против нашей наступательной системы, наши партнеры могут почувствовать себя в полной безопасности». Такие ощущения, по мнению Путина, пойдут «нашим партнерам» во вред: «Тогда наши партнеры будут делать все, что захотят, агрессивность сразу возрастет и в реальной политике, и в экономике. Баланс нарушится». Ради сохранения этого баланса, «не имея планов по развитию ПРО, эффективность которой еще не доказана, нам нужно развивать ударные наступательные системы», - заявил Путин.
Кроме того, он подтвердил российскую позицию, что передавать США информацию о российских наступательных вооружениях наша страна будет только в обмен на информацию о планах в сфере ПРО в рамках подготовки Договора о СНВ. «Если мы хотим обмениваться информацией, тогда пусть нам передают информацию по ПРО, а мы будем готовы давать информацию по наступательным вооружениям», - заявил Путин.
В ответ Госдепартамент США выступил с заявлением, в котором говорится, что вопрос создания американской системы ПРО и вопрос заключения нового Договора между Москвой и Вашингтоном о сокращении СНВ являются абсолютно независимыми друг от друга, и их обсуждение будет и дальше вестись раздельно.
Характер существующих на сегодняшний день разногласий достаточно откровенно изложил заместитель директора по ядерному нераспространению американского Центра по контролю над вооружениями Кингстон Рейф. По его мнению, основными проблемными точками являются вопрос о механизме верификации (контроля) договора и вопрос о «мобильных ракетах».
«Русские пытаются убедить США в том, что поскольку у США нет мобильных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) (все американские МБР базируются в шахтных пусковых установках на трех базах в западной части страны, а у русских мобильные ракеты есть), то в новый договор должны быть включены более простые средства контроля над мобильными ракетами, чем те, которые были прописаны в Договоре СНВ-1», - рассказывает американский эксперт.
Другой нерешенный пункт - вопрос о телеметрии, указывает Рейф. Договор СНВ-1 требует, чтобы ни одна из сторон не производила шифрование телеметрических данных, передаваемых баллистическими ракетами. «Русские заявляют: «Вы не строите новых ракет, а мы строим, поэтому мы не должны раскрывать информацию о запусках этих ракет в одностороннем порядке», - отметил эксперт.
Со своей стороны, Александр Пикаев, председатель Комитета ученых за глобальную безопасность, заведующий Отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН, тоже указывает, что Россия не заинтересована в тех мерах взаимного контроля, на которых настаивают США. Речь идет и об американских инспекциях, и о передаче телеметрии.
Впрочем, в минувшее воскресенье Дмитрий Медведев заявил, что новый Договор по СНВ между РФ и США согласован на 95%. «Мы с Обамой четко обозначили границы: чего не можем мы, чего не могут они», - сказал президент РФ. Стоит также внимательней присмотреться к сделанному тогда же заявлению Сергея Лаврова. Министр подтвердил, что главным критерием в ходе переговоров являются «национальные интересы безопасности». «И мы руководствуемся этим критерием. Я убежден, что этим критерием руководствуются Соединенные Штаты. Поступиться логикой старого договора. Старый договор заключался в совершенно иную эпоху, он отражал иное соотношение стратегических потенциалов. Он заключался в ситуации, когда действовал Договор о противоракетной обороне, из которого Соединенные Штаты впоследствии вышли», - заявил российский министр. «Новый договор заключается в эпоху, когда между нашими странами резко укрепилось доверие, когда можно вести друг с другом дела исключительно на основе равноправия и учета интересов друг друга, на основе строгой паритетности во всем», - отметил Лавров.
Как можно понять, в переводе с дипломатического, наша сторона по-прежнему не намерена допускать американского контроля над производством и испытанием наших ракет и базированием мобильных ракетных комплексов. Впрочем, может, мы просто переоцениваем наших дипломатов. С другой стороны, можно допустить, что американцы все же сделают нашим уступку в данном вопросе, чтобы на следующем этапе суметь беспрепятственно втянуть Россию в постепенное «ядерное разоружение».
Еще несколько месяцев назад авторитетный военный эксперт, доктор технических наук Петр Белов в интервью КМ.RU указывал, что американцы «готовы идти на сокращения (причем даже если наши будут все же упираться) совершенно честно, на паритетной основе. Просто у них сейчас такой уровень производства высокоточного оружия и различных неядерных средств массового уничтожения, что они и впрямь, как заявлял Обама, могут добиваться всеобщего отказа от ядерного оружия. И при таком раскладе мы не сумеем отбиться даже от ближайших соседей вроде Китая или Японии, если у них вдруг появятся агрессивные намерения. А американцы смогут расправиться в случае необходимости и с нами, и с Китаем вместе взятыми».
И действительно, сегодня, как сообщает РИА «Новости», Барак Обама подтвердил намерение США добиваться всеобъемлющего ядерного разоружения. «Я разделяю взгляды Джона Кеннеди и Рональда Рейгана на стратегию, которая исключает распространение (ядерных) вооружений и ставит целью избавление мира от ядерного оружия. Для снижения количества ядерных потенциалов и пусковых установок США и Россия завершают переговоры по Договору о стратегических наступательных вооружениях на ближайшие два десятилетия», - сказал Обама, выступая в Конгрессе с ежегодным докладом о положении в стране.
По словам президента, США также намерены соблюдать сами и требовать соблюдать от других стран жесткий режим нераспространения и ядерной безопасности.
С одной стороны, цветистые мироточивые речи Барака Обамы могут быть направлены в отношении чисто тактической цели. Напомним, что в апреле в Вашингтоне соберется всемирный саммит, посвященный вопросам ядерной безопасности - и, в первую очередь, соблюдения Договора о нераспространении ядерного оружия. Согласно этому договору, неядерные страны не должны делать попыток обзавестись таким оружием, а ядерные - неуклонно продвигаться в направлении ядерного разоружения. Не секрет, что с десяток стран уже сейчас хотели бы приступить к созданию ядерного оружия; при этом они могут обвинить в несоблюдении ДНЯО и США, и Россию. Поэтому-то, кстати, президенты наших стран так спешат с новым Договором по СНВ. Подписав его до апрельского саммита, обе страны могут с гораздо большим основанием требовать от неядерных стран и дальше сохранять свой статус, и при этом продолжать делать заявления о своем стремлении к безъядерному миру, - подобное сегодняшнему заявлению Обамы.
Однако тут есть один опасный для России момент. Если бы такие речи были дежурной болтовней перед крупным международным саммитом, все было бы нормально. Но, очевидно, в словах Обамы есть и стратегическая подоплека. КМ.RU уже сообщал о планах «ядерного ноля», вынашиваемых западными лидерами. Сообщалось об активизации в связи с переговорами по новому Договору СНВ т. н. группы Global Zero.
Эта группа, объединяющая ряд американских и европейских политиков и военных, подготовила план по поэтапному полному уничтожению ядерного оружия на планете. Согласно графику Global Zero, цель может быть достигнута к 2030 году. Сначала крупнейшим ядерным державам - России и США - предлагается договориться о сокращении своих арсеналов до 1000 ядерных боеголовок у каждой. К 2021 году Москва и Вашингтон должны будут опуститься до порога в 500 единиц. В этой, второй фазе всем остальным ядерным державам предстоит согласиться заморозить и в последующем сократить свои арсеналы стратегического оружия. Речь идет о Китае, Великобритании, Франции, Индии и Пакистане, а также Израиле.
Третья фаза - с 2019 по 2023 гг. - предполагает заключение «соглашения о глобальном ноле», в котором бы содержался график поэтапного проверяемого сокращения всех ядерных арсеналов вплоть до минимума. Наконец, в четвертом периоде - с 2024 по 2030 гг. - процесс должен быть окончательно завершен, а система верификации продолжит работу.
Инициатива Global Zero уже получила положительную оценку со стороны многих политиков различных стран мира. Со стороны России в ее поддержку, в частности, выступили бывший президент СССР Михаил Горбачев, экс-глава МИД России Игорь Иванов, а также депутат Госдумы РФ Константин Косачев и сенатор Михаил Маргелов.
Впечатляющая компания. Особенно Горбачев.
Предложения по «ядерному нолю» КМ.RU попросил оценить научного руководителя Центра проблем стратегических ядерных сил Академии военных наук Виктора Ковалева:
- В условиях многократного превосходства США в обычных вооружениях, даже не учитывая силы блока НАТО, отказ России от ядерного оружия равносилен самоубийству. Наличие ядерного оружия до сих пор, несмотря на явное ослабление современной России, давало ей высокий геополитический статус. Академия военных наук разработала методику математической геополитики, в соответствии с которой по целому комплексу различных факторов оценивается геополитический статус на международной арене. Так вот: при всех потерях последних 20 лет, развале и бардаке Россия все же занимает третье место среди мировых держав - после США и Китая. После ликвидации ядерного оружия у всех этих стран США и Китай все равно будут занимать лидирующие позиции, а статус России будет стремительно идти к нулю. Нетрудно предположить, в чьих это интересах.
Сейчас мировая геополитика будет строиться на том, что сырьевые державы вообще не должны иметь высокий геополитический статус. Они должны лишь безропотно обеспечивать потребности держав, такой статус имеющий. В противном случае, с точки зрения авторов этой доктрины, сырьевая страна с высоким геополитическим статусом сможет стать центром притяжения для других сырьевых стран; они будут блокироваться под ее прикрытием, и тем самым создадут угрозу получения сырья на льготных условиях, необходимого для прочих великих держав. Вспомните истерику в западных (в первую очередь - американских) СМИ и в Конгрессе США, когда только пошли первые разговоры о возможности создания «газовой ОПЕК». Чтобы Россия не могла стать таким центром объединения, и вбрасывается идея «ядерного ноля».
Комментарии