Кто защищает западные ценности в сирийском конфликте

То или иное именование происходящего в Сирии уже навязывает оценку ситуации в свете определенной идеологии. Что происходит?

Народ восстал против тиранического режима в рамках тренда «арабская весна»? Экстремисты и террористы пытаются свергнуть законную власть? В первом случае Сирия уподобляется Ливии, и судьба Асада предрешена. Весь цивилизованный мир должен поддерживать восставший за свободу народ, не считаясь ни с жертвами, ни с расходами. Во втором случае Сирия — это такой Афганистан, где ровно наоборот — весь цивилизованный мир должен поддерживать (в том числе и оружием) законную власть, чтобы не допустить победы экстремистов.

Позиция России по Сирии вызывает серьезные вопросы при первом ответе и единственно возможна — при втором. И действительно, зачем давать оружие каннибалам? США уже один раз серьезно просчитались, поддерживая исламских моджахедов в Афганистане против Советского Союза, а потом получив от них своего рода благодарность 11 сентября 2001-го.

Сложность происходящего всё больше выходит на поверхность и заставляет останавливаться в нерешительности даже лидеров Запада, так спокойно и деловито покончивших с Саддамом Хусейном или Муамаром Каддафи.

В Сирии идет полномасштабная религиозная война. Полуторатысячелетнее противостояние шиитов и суннитов, начатое «битвой верблюдов» еще при жизни соратников Пророка, снова перешло в свою горячую фазу. Для боевиков «Хезболлы», бьющихся за Кусайр или Хомс бок о бок с солдатами сирийской регулярной армии, для тысяч шиитов со всего мира — дело идет о защите гробницы Зейнаб, дочери Али, в Дамаске. Для алавитов — сирийского шиитского религиозного меньшинства, опоры дома Асадов, составляющих основу его армии и сил безопасности — речь просто идет о выживании — их семей и их конфессии.

Ведь так называемая сирийская оппозиция уже тоже не скрывает своих целей — создания суннитского государства, в котором сунниты станут не просто большинством, а останутся одни, и будут жить по своим законам. Не зря суннитские экстремисты со всего мира (в том числе и из России) собираются так активно под знамена «борьбы с тираном». Не зря авторитетный суннитский клирик Аль-Карадави призвал все способных носить оружие суннитов сражаться с режимом Асада. Те самые непоседливые бородачи, которые могли бы взрывать себя в Вашингтоне или Лондоне или сражаться с войсками НАТО в Афганистане, теперь сражаются против других мусульман — шиитов, рассчитывая еще (под брендом «защиты свободы») снова поживиться разнообразной поддержкой Запада — материальной, финансовой, идеологической.

Как ни оценивай режим Асада, Сирия при нем не была похожа на «исламский эмират Афганистан» под властью движения «Талибан».

Асады, и отец, и сын, — сами происходящие из религиозного меньшинства алавитов — обеспечивали религиозную терпимость, мир и добрососедство между испокон веков живущими на территории Сирии различными конфессиями.

Весь парадокс сирийской ситуации в том, что войска Асада сражаются сейчас на передовом рубеже защиты наиболее актуальных ценностей Запада — религиозной и гражданской толерантности, светского государства. Странное непонимание этого самим Западом делает эту схватку достойной шекспировской трагедии.

Сирийская оппозиция уже мало склонна к толерантности, то ли еще будет. Придя к власти, она уничтожит религиозные меньшинства, обвинив их в поддержке тиранического режима, в кровавых преступлениях против «борцов за свободу».

Мишень оппозиции — не только шииты, но и община сирийских христиан, составляющая 10% населения, и процветавшая при «тираническом режиме» Асадов. Похищения епископов, убийства мирных христиан, недавнее нападение бомбистов-смертников на старый христианский квартал в Дамаске — всё это ставит под вопрос судьбу сирийских христиан, последователей Антиохийской православной церкви и других христианских сообществ. Не зря предстоятель РПЦ патриарх Кирилл недавно так тревожно и точно сказал об «уничтожении христиан в Сирии». А ведь Сирия — это колыбель христианства. Именно на пути в Дамаск произошло знаменитое обращение Савла в Павла.

Россия сама является мультиконфессиональной страной, где веками мирно живут бок о бок христиане, иудеи, шииты и сунниты, буддисты. Поддержка режима Асада сегодня — это не просто поддержка законной власти против экстремистов в ситуации, болезненно напоминающей чеченские события 1990-х. Это — поддержка религиозного разнообразия и религиозной терпимости против фанатизма и мракобесия

А православным христианам нельзя забывать, что битва, которую ведут Асад и его союзники — это еще и борьба за сирийских христиан — за их возможность исповедовать свою веру, да и просто за их жизнь.