Русская трагедия
На модерации
Отложенный
Кубанский поэт Николай Зиновьев в сборнике с трагическим названием «Седое сердце» воспроизводит своеобразный диалог Бога и человека:
...Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?... -
А человек сказал: я - русский...
И Бог заплакал вместе с ним.
Деспотия духа
Мы все думаем об одном и том же: почему народ вымирает, почему унижается честный труд, а воспеваются бизнес, пиар, по-русски говоря,- обман? Писатели, творческая и научная интеллигенция, преподаватели вузов, врачи, учителя, рабочие до сих пор в недоумении, шоке: почему мало, очень мало платят, почему образование, здравоохранение отходят к маргинальной сфере, где, как писал Андрей Платонов, «...постепенно остановят дыхание исчахшие люди забытого времени». («Котлован»)?.. Такое недоумение, больше похожее на ступор, уже наблюдалось в нашей истории: в 1937-м году репрессированные никак не могли поверить в реальность происходящего, шептались между собой: « Там, наверху, ошибаются, это чудовищная ошибка, неужели Сталин не видит, может, ему не докладывают?» И только потом приходило отрезвление: они все понимают, они сознательно хотят нас уничтожить. Оригинальная иллюстрация к этим словам - стихотворение Виктора Лапшина «Как бы»: Знать, по велению судьбы
Повсюду деется «как бы».
Народ наш, как бы богоносный,
Как бы вернулся ко Христу,
Как бы доволен жизнью сносной,
Хотя и сносит за черту...
Слезами как бы не росима,
Страна жутчайших в мире проб,
Нас как бы русская Россия
Как бы живьем вгоняет в гроб.
Национальное оскорбленное большинство и самодовольное «вненациональное» меньшинство говорят на разных языках. «Избранные» резвятся на подкормке у власти и с презрением и злорадством смотрят на русскую трагедию. Размышляет Владимир Личутин: «...Незаметно подползла и укрепилась в России новая форма власти - тирания чуждого духа, и всякая, даже сильная личность не может заявить о себе в полный голос, невольно подчиняясь особому скрытому сообществу людей, захвативших государство. Деспотия духа, которой не было даже при Советах, нечто совершенно новое для России, обескураживающее наивный народ и жутковатое в своей сущности».
Еще раз о главном
В 1994 году А.И. Солженицын, выступая в Государственной Думе, заявил: «...Народная масса обескуражена. Она в ошеломлении, в шоке от унижения и от стыда за свое бессилие: в ней нет убеждения, что происходящие реформы и политика правительства действительно ведутся в ее интересах. Людей низов практически выключили из жизни: все, что делается в стране, происходит помимо них. У них остался небогатый выбор - или влачить нищенское и покорное существование, или искать пути незаконных ремесел: обманывать государство или друг друга...»
С тех пор жизнь народа в сермяжной сути своей не изменилась никак. И от главных и душераздирающих вопросов современной России нам не уйти, как бы ни гремели фанфары и ни грохотали салюты.
Почему тогда были возможны необычайные, непревзойденные взлеты духа: Победа, космос, а сейчас всего этого нет?
Почему тогда мы были счастливы, а ныне превратились в страну лавочников, любимое занятие которых - считать деньги?
Еще недавно торговые центры росли, как ядовитые грибы. Покупки, кредиты, залоги... Бешеной скупкой всего и вся мы стремились закрыть невыносимую для души пустоту.
Если нет идеала - нет и чувства единения, соборности, даже простого соседства, открытости и душевности. Нет цели - нет и восторга, упоения в бою, вдохновения, порыва, преодоления себя.
Застой в умах обернулся спадом в экономике, разрухой в образовании и медицине, непреодолимым расколом в культуре и литературе. Идейное землетрясение потрясло философию, весь научный мир. Была надежда, что в точных науках, особенно в математике, все в порядке. Оказывается, и там возник острейший методологический кризис.
Наука презираема, ее тонкий верхний слой съеживается, как шагреневая кожа, уступая место примитивизму и халтуре - вплоть до потери квалификации. Омар Хайям писал еще в 11 веке:
В наше время доходней валять дурака,
Ибо разум сегодня в цене чеснока.
Нет научного плана развития страны (на самом деле он есть и давно пылится в академии наук, но властям не до него), а самое главное - нет хозяина, нет воли.
Да что там академия - к Православной церкви не прислушиваются наши богобоязненные «верхи»! Где реакция на ее заявления о необходимости нравственного контроля над СМИ? Где хотя бы шевеление по поводу рекомендации ввести прогрессивный налог на богатых, как в той же Швеции или Норвегии? Где, наконец, ответ на недавний документ о православном понимании прав и обязанностей человека в современном мире?.. - Вездесущее молчание, либо крайне безграмотные, нелепые комментарии.
«Единая» Россия
Нет единства народа и «верхов», потому что нет подлинной национальной власти. Наши руководители не верят в народ, не слышат его голоса, опасаются любых его самостоятельных движений. Референдумы, результаты которых были бы возведены в ранг закона, не проводятся. Власть панически боится собственного народа, потому что ни духовно, ни кровно, ни идейно никак с ним не связана.
На экране царствуют пошлость и сатанизм, а во время выборов - настоящий информационный террор. От беспрерывного вранья возникает раздражение и даже злоба. Страна вымирает не только от физических причин: плохое питание, недостаточное лечение, работа без отпусков, - от безысходности.
Знаменитая фраза о сбережении народа понимается, к сожалению, буквально, демографически. Если дело в количестве населения - это не проблема, китайцы-то под боком. Солженицын же толковал прежде всего о личности народа, о его самосознании или, как принято сейчас говорить, о национально-культурной его идентичности.
В народе всегда жил и живет смутный идеал, основанный на православном представлении о справедливости. Народная правда - не миф, а реальность, во многом благодаря ей мы до сих пор не потеряли черты Святой Руси.
Не в капитализме или социализме дело, не в системах, а в отношении к личности, к семье, к народу, к России в целом. Ответы на вечные вопросы даны давным-давно, но именно простые истины труднее всего постигнуть. Виктора Астафьева на встречах с читателями более всего раздражал вопрос из зала: - Как нам жить? Писатель искренне поражался: - Неужели вы не читали Священное Писание? Откройте, найдите десять заповедей, там все сказано!
Два мира, два языка
Интеллигенция давно раскололась на два мира, две культуры: истинную национальную и псевдокультуру, угнетаемое духовное и прославляемое телесно-душевное начало. Резче всего это проявляется в языке. Искусственная элита сразу сообразила: язык - это товар (а люди - тем более!). Рекламный слоган: «Новое поколение выбирает «пепси» - тот же застывший после особого приготовления лозунг: «Вся власть - Советам!» От одного языкового «тоталитаризма» мы пришли к другому, «демократическому». Горстка действительно русских по духу и мысли изданий: «Наш современник», «Москва», «Слово», «Литературная газета», не получая из казны ни копейки, любят Россию «до боли сердечной», а подавляющее большинство проедающих государственные дотации литературных журналов и газет занимаются сытым самовыражением, фарисейски рассуждая об элитарности своей поэзии и прозы. Их авторы не брезгуют получать «национальные» премии из нечистых рук Сороса и Березовского и заявлять, как Виктор Ерофеев: «Я ненавижу Россию». Русские же писатели, помня завет Ахматовой, остаются со своим униженным народом.
Средства массовой информации, а точнее, дебилизации масс, превратились в клан, строго фильтруемый от посторонних элементов. А своих легко узнать по языку: тут и журнально-снобистский тон, и нахальное ерничанье, и вульгарно-развязный молодежно-блатной сленг, гибрид МГУ и подворотни. В интернете, само собой, тоже плавает мутная взвесь на основе того же жаргона, только еще более упрощенного, ведь в основу глобализации заложена как раз унификация всего и вся. Информационный треск стал безгранично-скоростным и бездумным, развлекательно-рекламная спешка вызвала из преисподней злой дух пошлости и цинизма. От этого многоликого и многогласного чудища невозможно укрыться, как и от навязчивой и привязчивой слишком легкой музыки:
Мне трудно думать:
Так много шума.
А хочется речи
Простой, человечьей.
(Н. Рубцов)
Что делать?
Что же нам делать? Во-первых, не отчаиваться, выполнять свой долг. Неужели мы забыли строки некрасовской элегии:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - «страдания народа»,
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши! Не стареет она.
Самое главное - не лгать! Ни себе, ни другим. Умнейший и проницательнейший Эмиль Золя заметил: «Правда - это уже поэзия». Все пройдет, а правда и любовь останутся... В этой формуле заключается суть нашего национального бытия, великое пророчество о России. «Россия... При одном этом имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается дальше его кругозор, все становится у него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека. Это что-то более, нежели обыкновенная любовь к отечеству... Это богатырски трезвая сила, которая временами даже соединяется с каким-то невольным пророчеством о России, рождается от невольного прикосновения мысли к верховному промыслу, который так явно слышен в судьбе нашего отечества» (Н.В. Гоголь).
В нас еще сохранились вера, жажда Бога, стремление к правде и справедливости, еще не растоптана до конца тяга к светлому началу, к романтизму и идеализму как в высоком философском, так и в расхожем бытовом смысле. Без этого нам не жить, такое у нас сердце... Дмитрий Галковский пишет о русских как о гениальных детях: «Русский талантлив, поскольку сохраняет связь со своим детством... Гениальные дети - это и есть лучшее название для русских».
Само по себе ширится глухое сопротивление старшего и среднего поколений, но самое важное - молодежь лучше нас, она все видит и все понимает, она мобильна, талантлива, энергична, прагматична (в таком случае говорят: «Воспитали на свою голову!). Бога и природу не обманешь. Растет сила, которая в ближайшем будущем вступит в открытую схватку с адептами зла. Сейчас идет борьба за молодые души. В этой борьбе писатели, учительство в широком его понимании - главные воины. Проигрывают и выигрывают войны не военачальники, а учителя. Ожиревшие буржуа постепенно стареют и деградируют. Искусственно созданная элита обречена:
И рано, господа, нам подбивать итоги -
Не нами этот мир вращать заведено,
В морях или горах, дворце или остроге,
Но завтра новый день наступит все равно.
(В. Костров)
***
Вроде бы видится и мнится: за горизонтом поднимается и вырастает самостоятельное, сильное и национально ориентированное государство, сберегающее народ под духовным водительством церкви. А пока можно сказать лишь сакраментальное: судьба стучится в наши двери.
Неотступно преследует предчувствие: легкий миг - и все рухнет. Рак на горе все-таки свистнет и явится ОНО.
Если мы не встрепенемся, не очнемся, не выздоровеем, не взорвем стену, о которую бьемся, не совершим нечто невозможное - болезнь погубит нас.
В гулком коридоре истории раздаются громоподобные удары. Слышишь, как приближаются шаги командора? Слышишь стук? Неужели не слышишь?..
Комментарии
Комментарий удален модератором
Их признаки: Ложь, непрестанная и изощренная ложь. Только обещания и слова, но никаких дел не делается, вместо не исполненных обещаний, придумываются причины. Их труд это создание схем, по присвоению всеобщих благ в свои личные.
Если народ перестанет смотреть телевизор. то он поймет. что живет в тюрьме и что он раб и его будущие дети тоже рабы.
В организме существуют паразиты, в обществе существуют социальные паразиты, в космосе, космические паразиты.
Организм борется с паразитами и побеждает их, с космическими паразитами борятся светлые силы, только в обществе с социальными паразитами борьбы нет, потому что они добились равных прав! Право социальных паразитов это паразитировать на обществе.
Социальных паразитов нужно истреблять, а не давать им равные права!
Как только пирамидальная система управления на Земле сменила круговую, с тех пор власть на Земле захватили социальные паразиты, управляемые своими звездными паразитами, для полного порабощения землян.
Враг то посильней, чем нам кажется?
ФСБ, террористы, бандиты, все это следствия, нас опять делают наивными и разрешают бороться со следствиями.
Мы народ и наш враг- социальные паразиты, они лишили нас права жить достойно!
Вся историческая борьба народов за достойную жизнь не достигала победы, потому что боролись со следствиями, а власть снова захватывалась социальными паразитами.
Социальных паразитов можно задавить даже ст. 17 п.3 КРФ "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.