Очередной социальный сюрприз

Государство может заставить средний класс раскошелиться.

Российский средний класс может нести частичное бремя финансирования социальной сферы, в частности, образования и здравоохранения. Так считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. К среднему классу он относит приблизительно 30 % россиян. Насколько реалистичны эти расчеты и что произойдет, если правительство возьмет на вооружение предложение известного ученого?

Для начала несколько слов об авторе инициативы. Ярослав Кузьминов – руководитель экспертной группы по подготовке Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (Стратегия-2020), член Общественной палаты России, где возглавляет Комиссию по развитию образования, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте. В незабываемых 1990-х профессор Кузьминов возглавлял группу, разработавшую концепцию организационно-экономической реформы образования России на рыночных основах. Словом, у такого деятеля есть неплохой шанс быть услышанным руководством страны, как это уже не раз бывало.

Теперь попытаемся разобраться, сколько сегодня нужно зарабатывать, чтобы быть причисленным к среднему классу. Дискуссий на эту тему звучит немало, но мы возьмем за точку опоры исследование авторитетного журнала "Эксперт", не раз предоставлявшего свои страницы ректору Высшей школы экономики. Для ответа на непростой вопрос о российском среднем классе исследовательская лаборатория "Эксперта" принимала в расчет не только уровень официальных доходов россиян, но и покупательную способность. Ее вычислить проще, чем доходы, ведь многие работники по-прежнему получают зарплату в конвертах (полностью или частично).

Аналитики издания утверждают, что бедные, то есть те, кто по классификации развитого рынка получает менее 500 долларов в месяц, составляют 90 % населения России. Обладающих миллионными состояниями в нашей стране меньше 1 %. Между ними расположился средний класс, доля которого – порядка 3 %. "Входным билетом" в средний класс исследователи считают доход в 30 тысяч рублей. Но при этом "Эксперт" заключает, что "cредний класс в России сегодня еще не состоялся, он только появляется". По данным аналитиков журнала, средний россиянин имеет доход 180-200 долларов в месяц. Считать такого гражданина представителем среднего класса было бы просто смешно.

Для сравнения: в большинстве развитых стран доля среднего класса несколько сократилась после кризиса 2008 года. В Германии к этой категории сегодня относится 58 % жителей страны, в Японии эта цифра превышает 80 %, в США доля среднего класса доходит до 70 %. Однако в Соединенных Штатах принадлежность к среднему классу определяется месячным доходом от 5 тысяч долларов на семью (это 150 тысяч рублей). Представители американского среднего класса, как правило, располагают жилой площадью не менее 40 кв. метров на семью и более чем одним автомобилем. Рост доли среднего класса демонстрируют также страны Латинской Америки и Карибского бассейна, где этот показатель, по данным Всемирного банка, за 15 лет увеличился на 50 %.

Вернемся, однако, в Россию. Есть и другие цифры, относящиеся к масштабам среднего класса в нашей стране, которые отличаются от данных и журнала "Эксперт", и Ярослава Кузьминова. По расчетам Центра социальной политики Института экономики РАН, к среднему классу относится не 20-25 % россиян, как утверждает официальная социология, а лишь около 7 % населения. "Основная часть самопровозглашенных представителей среднего класса больше похожа на бедных, – считают эксперты центра. – При этом попасть в средний класс из нижних слоев общества практически невозможно, так как социальные лифты не работают".

Кто же прав – ректор ВШЭ Кузьминов, журнал "Эксперт" или Институт экономики Российской Академии Наук? Автор этих строк живет в Московской области. Много ли представителей среднего класса наберется среди моих соседей и знакомых – жителей шеститысячного поселка в Дмитровском районе? Для ответа на этот вопрос провожу собственное мини-исследование. Оно показывает, что доходы большинства опрошенных мною соседей с трудом дотягивают до рубежа в 30 тысяч рублей, за которым открываются райские кущи жизни среднего класса.

Готов допустить, что я живу в "неправильном" Подмосковье. Жил бы где-нибудь в районе Рублевского шоссе – наверняка нашел бы немало представителей класса-счастливчика среди местных сварщиков, землекопов и собачьих парикмахеров. Но я живу среди менее успешных людей, и цифры, представленные ректором Высшей школы экономики, вступают в драматическое противоречие с реальным положением вещей. И если очередной "проект Кузьминова" будет принят федеральной властью как руководство к действию, то нелегкое бремя расходов на образование и медицину падет на плечи не только фантомного среднего класса, но и всех остальных, реально существующих, россиян. Эта новая инициатива может стать очередным витком разрушения социальной ткани России.

Такой ход событий вполне укладывается в логику и практику отъема у населения "излишков" в виде последовательных ударов по социальной сфере. Первым ударом была революционная либерализация начала 1990-х. Вторым – памятная монетизация льгот-2004. В 2010 году парламентское большинство протолкнуло в Госдуме федеральный закон № 83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Если перевести это с бюрократического языка на обычный, то речь идет о коммерциализации сферы государственных услуг, в том числе школьного образования и здравоохранения. Напомним только, что на образование в современной России тратится 4,1 % ВВП, а к 2015 году этот показатель снизится до 3,5 %. На здравоохранение в нашей стране расходуется 3,6 % ВВП, а в США эта цифра составляет – 16 %. Вот такая у нас "модернизация".