"Кровавый Рузвельт" был уверен в своей безнаказанности

Задержание мэра Махачкалы Саида Амирова внешне сильно напоминало операцию против бен Ладена в Пакистане двухлетней давности: масса спецназовцев в масках и даже вертолет был, только цель здесь ставилась иная. И она была достигнута.

Но остался вопрос: это до чего же мы дожили, что мэра российского города надо задерживать, словно главаря банды международных террористов?! Впору воскликнуть: «О времена! О нравы!» И что могло бы произойти, не будь таких предосторожностей? Все-таки очень сильно отличается Северный Кавказ от остальных российских регионов. Не слишком ли много у него собственной специфики? И с чьего попустительства она так буйно расцвела?

Видео спецоперации ФСБ по задержанию Амирова обнародовал в среду вечером телеканал «Россия-1». Говорят, дагестанцы называют его «Кровавым Рузвельтом». Рузвельт – потому что не ходит, а Кровавый – за расправы над всеми неугодными.

Способность передвигаться самостоятельно Амиров потерял после очередного покушения на него, которых было всего 13 (по другим данным – 15). По словам обозревателя «Новой газеты» Юлии Латыниной, его перевозили по Махачкале с такими же предосторожностями, как ядерную боеголовку. Жил же он в доме, построенном в расщелине скалы – в целях безопасности. Спецназовцы проникли в этот дворец с бункером 1 июня через гараж. Красноречивая деталь: их вооружение составляли не только автоматы, но и пулеметы. Очевидно, ожидали активного сопротивления.

Но его не было. Приближенные мэра поначалу спутали спецназ с обычной полицией и потребовали, чтобы при задержании присутствовали понятые. Было 14 часов с минутами, Амиров смотрел футбол – финальный матч за Кубок России между махачкалинским «Анжи» и московским ЦСКА.

В доме были вице-мэр Баганд Магомедов, ставший после ареста Амирова и. о. градоначальника, а также его друзья. Войдя в покои Амирова, следователь вежливо объяснил мэру, в чем он обвиняется, и попросил проехать вместе с ним. Тот, сидя на деревянном помосте в гостиной, спокойно все выслушал и задал только один вопрос: «Кто подписал постановление об аресте?» «Руководитель Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации», – ответил следователь.

Характеризуя поведение Амирова, телеканал отмечает: «Многим показалось, что к аресту он был готов». Продумано было все до мелочей. Следователь предупредил Амирова: «Людям скажите, чтобы за нами никто не выезжал. Мы отсюда никого, кроме вас, не выпустим».

Тогда же видеозапись длительностью 3 минуты 35 секунд появилась на канале KavkazpressVideo в YouTube и под тем же логотипом – в «Живом Журнале» группы Hаckinferno. По некоторым данным, этот блог ведут сами сотрудники спецназа ФСБ, сообщает Life News. А в тексте блога говорится: «Мы гордимся тем, что удалось поучаствовать, хоть и не напрямую, в блестящей комбинации, разыгранной силовиками».

В целях дезинформации, рассказали авторы блога, накануне там была размещена «липа» о штурме резиденции махачкалинского мэра, благодаря чему «никто, даже самые горячие сторонники Амирова, и тем более информационные агентства просто-напросто не поверили просочившимся сведениям об аресте. И долгие четыре часа, позволившие практически нейтрализовать возможную реакцию и беспорядки, прошли спокойно».

Далее следует рассказ о злодеяниях Амирова, который «не зря заслужил прозвище «Кровавый Рузвельт», практически организовав в Дагестане своеобразную «Murder, Inc» с неповторимым национальным колоритом. Как и нью-йоркские боссы мафии, Амиров решал проблемы с людьми и с законом путем банального физического устранения неугодных, заказывая их подручным преступным группировкам».

Заказы от него поступали банде Ибрагима Гаджидадаева (уничтоженный лидер гимринского джамаата), контакты с которым мэр держал через своего сына Далгата (руководитель службы судебных приставов). «Через него же Амиров заказывал банде физическое устранение мешавших ему людей. Гаджидадаев спокойно перемещался по Дагестану в машине мэра и его сына, практически не опасаясь под столь крепкой и надежной крышей», – рассказывается в блоге.

Напомним, что пока мэру Махачкалы предъявлено обвинение в заказном убийстве следователя Арсена Гаджибекова в декабре 2011 года, за которое ему может грозить пожизненное заключение. Но не исключено, что убийств на самом деле было больше.

По слухам, Амиров заказал устранение прежнего министра финансов Дагестана Гамида Гамидова в 1996 году, пишет «Московский комсомолец». Когда министр с охраной поднимался по лестнице в здание министерства, была взорвана начиненная тротилом машина, припаркованная у крыльца.

Гамидов погиб на месте вместе с двумя охранниками и случайным прохожим.

Интересно, что сразу после этого на Саида Амирова тоже было организовано покушение. Его кабинет обстреляли из гранатомета, но тот остался жив: граната, засевшая над мэрским креслом, не разорвалась по причине брака. Покушение приписывается родственникам министра.

Блогеры Hаckinferno добавляют, что по протекции Амирова на место Гамидова был назначен младший брат убитого – Абдусамад, «который сидит на этой должности уже десять лет, а проспект Кирова переименован в проспект Гамидова». «Чтобы помнили», как в той несуществующей уже телепередаче.

Еще Амирова считают виновным в убийстве главы республиканского МВД Адильгерея Магомедтагирова в 2009 году. В этот раз все произошло в банкетном зале «Марракеш» в Махачкале. Шла свадьба дочери начальника дагестанского управления по борьбе с налоговыми преступлениями, и министр вышел на улицу подышать. Тут его и настиг киллер, ранив попутно еще нескольких человек, включая отца невесты. Снайпер целился в Магомедтагирова с чердака соседней девятиэтажки. Прежде на министра уже было совершено два покушения, третье оказалось последним. И не угодил он Амирову только тем, что являлся реальным претендентом на пост главы республики, уверяет группа Hаckinferno. Амиров будто бы узнал о назначении Магомедтагирова через Владислава Суркова (тогда замглавы кремлевской администрации), после чего отдал приказ «лесным» (так в Дагестане называют боевиков, хотя на самом деле сидят они в городских квартирах) убрать чиновника.

Тянется за Амировым след и других заказных убийств, говорится в блоге. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил на неделе, что расследование преступлений в Дагестане будет долгим: сбор доказательств займет многие месяцы. Задержание Амирова также готовилось не с кондачка – на него потратили два года, что явилось только «первой фазой операции».

Сам Амиров во вторник своей вины не признал и отказался подписывать протокол, назвав дело против него «политически сфабрикованным». Он также сослался на 51-ю статью Конституции, дающую право не свидетельствовать против себя самого. Адвокат мэра добивается его освобождения под домашний арест в московской квартире Амирова, ссылаясь на состояние его здоровья – диабет и невозможность самостоятельно передвигаться.

Между тем, несмотря на серьезность обвинений, Амиров формально остается главой Махачкалы, будучи лишь отстранен от должности на время следствия. Замещающий его Баганд Магомедов в беседе с журналистами «Известий» пожаловался на жестокость следователей: это, мол, «совсем не по-человечески: бросать за решетку инвалида первой группы, больного диабетом, не встающего из инвалидного кресла». Сегодня же со слов руководителя пресс-службы администрации города Муртазали Муртазалиева стало известно, что Амиров попросил передать сотрудникам мэрии, чтобы они добросовестно исполняли обязанности по обеспечению жизнедеятельности города. Такое ощущение, что он всерьез рассчитывает вернуться.

О «жестокости», якобы примененной федеральной властью к «уважаемому человеку», говорят не только его подчиненные. Так, за смену меры пресечения Амирову высказались неназванные представители махачкалинского отделения «Единой России», не постеснявшиеся обратиться по этому поводу напрямую к лидеру партии Дмитрию Медведеву, сообщает «Южный федеральный». Странным образом с представителями партии власти солидарны и некоторые видные деятели оппозиции. Так, член бюро федерального политсовета движения «Солидарность», юрист Сергей Давидис заявил «Кавказскому узлу»: «Нет смысла заключать его (Амирова) под стражу». По мнению оппозиционера, арест мэра Махачкалы есть «проявление карательного уклона в применении мер пресечения». Гуманнее, видимо, надо.

Вопрос тут только один: если у Амирова так все плохо со здоровьем, что он (по крайней мере, как утверждает адвокат) может в любой момент умереть в камере, то что ж он так за власть-то цеплялся? Ушел бы на покой и жил бы себе спокойно – благо, судя по видео, человек он явно не бедный. Так нет, он до последнего цеплялся за власть. По сведениям «Новой газеты», несколько месяцев назад один из депутатов Госдумы, избранных от Дагестана, якобы передал Амирову желание Кремля: добровольно подать в отставку. Что же ответил этот «больной и немощный»? А он поставил Кремлю условие: дескать, с должности я уйду, но за это вы меня должны назначить председателем парламента, а одного из моих сыновей – главой республиканского отделения Центробанка.

Кремль торговаться не захотел. И это, видимо, хороший знак.