В НАТО опасаются ядерной войны из-за Грузии

Грузия меняет военную доктрину в надежде на вступление в НАТО. Но некоторые европейские и американские аналитики считают, что впускать ее под зонтик альянса нельзя: на грузинской почве может разразиться ядерный конфликт с Россией.

Власть в Грузии сменилась, но евроатлантические устремления страны на официальном уровне остались неизменными – Тбилиси не устает повторять, что хочет как можно быстрее вступить в НАТО. Грузинские власти уже открыто спрашивают руководство альянса: "Вы говорите, что двери НАТО для нас открыты. Можно нам войти?".

Натовские чиновники сохраняют радушную улыбку гостеприимства и отвечают: "Конечно, двери открыты, и вы обязательно вступите в альянс". Но, предупреждают они, прежде вам придется много потрудиться, чтобы соответствовать стандартам нашей организации. То есть, брак обещан, но его официальное заключение отложено на когда-нибудь.

Между тем многие уже считают, что НАТО, скорее всего, не примет в свои ряды Грузию, а в качестве поощрительного приза рассыпается перед ней в комплиментах и благодарностях за масштабное участие в миротворческих операциях альянса в Афганистане.

Находящийся недавно в Тбилиси один из натовских экспертов прямо заявил, что Грузия стремится вступить в альянс в расчете на то, что он вмешается в урегулирование конфликтов с Абхазией и Южной Осетией, и параллельно отведет от страны российскую военную угрозу. Но, напомнил он, НАТО не вмешивается в территориальные конфликты государств-членов альянса и его союзников. В качестве примера он привел Турцию и Грецию.

Что же касается взаимоотношений Грузии и России, НАТО не станет обременять себя склокой с Москвой на грузинской почве, хотя многие государства альянса выступают за расширение блока до границ с Россией. Но августовская война 2008 года внесла в идеологию расширения НАТО некоторые коррективы.

Известно, что основным лоббистом вступления Грузии в НАТО выступают США. Как отмечает американское издание The National Interest, после августовской войны 2008 года  "… администрация Буша продолжала настаивать на принятии Грузии в члены. То же самое делает и администрация Обамы, хотя и с меньшим энтузиазмом".

Поубавился энтузиазм и у других членов альянса, особенно, у Германии.  Американское издание приводит цитату германского эксперта Карла Хайнц-Кампа  из Военного колледжа НАТО, который в одной из своих научных работ признал: "Камнем преткновения в вопросе расширения (альянса – прим. ред.) является Грузия".

Впрочем, это обстоятельство, вероятно, не слишком смущает Тбилиси, который, по наблюдениям американских экспертов, подошел к решению проблемы с другой стороны. Вот что пишет Майкл Сесайр из Института внешнеполитических исследований США: "Тбилиси хочет исправить свою репутацию обузы для евроатлантической безопасности, которую Грузия получила после пятидневной войны с Россией в 2008 году", и пытается внести свой вклад в обеспечение мировой безопасности.

Помимо удвоения численности своих военных в Афганистане, Грузия заявила о готовности отправить войска в Мали – в состав учебной миссии Евросоюза. И – ключевой момент – Тбилиси решил придать своей армии, в основном, контртеррористическую направленность, взяв за основу натовскую доктрину "умной обороны". Как констатирует The National Interest, "Грузия практически разоружится перед Россией в надежде на то, что Запад предложит ей взамен свою защиту".

Но, указывает издание, у США нет причин соглашаться на это. Оно, среди прочего, припомнило Грузии августовскую войну: "Возможно, Москва желала этого конфликта и была готова им воспользоваться; но стрелять начала Грузия.

Такое государство не может быть надежным союзником".

Кроме того, "… продвижение НАТО до пределов Грузии усилит вероятность возникновения войны. В случае начала боевых действий Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией в них может втянуться Москва, а это приведет к конфронтации НАТО с Россией. В результате может начаться война, которой Западу удавалось избегать на всем протяжении холодной войны. Конечно, воевать будут, в основном, американцы, и этот конфликт имеет опасную возможность перерасти в ядерный, особенно учитывая относительно слабые неядерные силы России".

Словом, американские эксперты все меньше склоняются к идее расширения НАТО до Грузии, поскольку это добавляет альянсу "груз ответственности" при незначительности выгод. "Если альянс и обладает хоть какой-то ценностью, то она заключается в  предотвращении войны. А со вступлением в его состав Грузии конфликт станет намного более вероятен. Вашингтон должен твердо сказать свое окончательное "нет" вступлению Грузии в НАТО", — резюмируют они.

Между тем и на Западе, и в Тбилиси многие придерживаются мнения, что без членства в НАТО Грузия превратится в "провинциальное болото на задворках России". Последняя же, несмотря на некоторое снятие напряженности в отношениях с Тбилиси, продолжает противиться расширению альянса на восток, то есть до российских границ. Хотя, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, "… У нас есть общее понимание, что Россия  и НАТО – не враги,  и это закреплено в документах, которые принимались на высшем уровне".

Тем не менее, судя по высказываниям российских экспертов, Москва, в контексте вступления Грузии в НАТО, в первую очередь опасается размещения на грузинской территории иностранных военных баз, а во вторую – провокаций Грузии. То есть, по их логике, Грузия может имитировать нападение на нее России, и тогда, в соответствии с пятой статьей натовского устава, страны альянса должны будут защитить Грузию.Некоторые западные аналитики тоже не исключают такую возможность, и объясняют ею нежелание отдельных государств альянса принимать Грузию в свои ряды.

Но и без вступления в альянс теоретическая возможность угрозы безопасности России со стороны Грузии в Москве тоже рассматривается – в случае транзита боевиков по грузинской территории. Так что заявление премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили, за которое его "заклевали" политические оппоненты и не похвалили высокопоставленные соратники, и по которому он не исключил сотрудничество прежних властей с боевиками и террористами, можно рассматривать по-разному.

В частности, как демонстрацию нетерпимости новой власти к таким действиям, и готовность к честному сотрудничеству с заинтересованными сторонами, если подобное произойдет. Более того, новые власти стали заново расследовать прошлогодний вооруженный инцидент с северокавказскими боевиками в грузинском ущелье Лопота. "Мы должны жить в справедливой среде, и наша деятельность должна быть основана на правде", — заявил Иванишвили.

По его мнению, расследования дела боевиков не отразится на темпах вступления Грузии в НАТО. С другой стороны, педалирование расследования событий в Лопоте можно расценить и как очередную попытку дискредитации президента Саакашвили и его команды.

Тем не менее, Иванишвили продолжает настаивать на предоставлении Грузии Плана действий НАТО по членству в альянсе (ПДЧ) – он рассчитывает получить его в 2014 году. Премьер утверждает, что членство Грузии в НАТО не противоречит добрососедству с Россией, и Москва, мол, скоро сама убедится в этом.