Евросоюз и Россия признали вину США в росте производства героина

На модерации Отложенный

«Вчера прошла пресс-конференция директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова и итальянского депутата Европейского парламента Пино Арлакки, который известен как один из самых суровых борцов с мафией в Италии. Арлакки является автором единой программы Евросоюза по борьбе с наркотиками. Эта программа, судя по всему, будет принята в мае-июне этого года. С моей точки зрения является важным тот факт, что Россия вместе с Европейским Союзом пытаются сотрудничать в области борьбы с распространением наркотиков.

Борьба идет в первую очередь в отношении Афганистана, потому что именно эта страна контролирует более 90% производства самого страшного наркотика – героина. В Афганистане производятся и другие наркотики. Российские и европейские эксперты пришли к выводу, что нынешний оккупационный режим в Афганистане, то есть США, не борется с производством наркотиков, что даже с движением Талибан, которое признано террористическим, удалось договориться, и в 2001 году производство героина в Афганистане было практически свернуто, за исключением тех районов, которые контролировались не движением Талибан, а НАТО», - заявил в интервью "Русской линии" петербургский востоковед, ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, кандидат исторических наук Александр Сотниченко, комментируя итоги пресс-конференции председателя Государственного антинаркотического комитета, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Иванова и депутата Европейского парламента Пино Арлакки на тему «О приоритетах международного сотрудничества в борьбе с незаконным наркопроизводством».

Как сообщает сайт ФСКН, пресс-конференция прошла 18 января в пресс-центре ВГТРК «Россия». В своем выступлении Виктор Иванов отметил, что его встреча с ведущим мировым экспертом в области борьбы с организованной преступностью и наркомафией – очередной шаг по созданию широкой международной антинаркотической коалиции.

В настоящее время по поручению Европарламента Пино Арлакки разрабатывает новую стратегию Евросоюза по Афганистану. После ее утверждения Европарламентом Стратегия будет определять официальную политику Евросоюза по отношению к Афганистану. Представляется, сказал В.Иванов, что опыт конца 1990-х годов, когда производство наркотиков в Афганистане было сведено практически к нулю, используется сегодня недостаточно: восемь лет спустя после начала операции «Несокрушимая свобода» Афганистан производит 92% мирового объема опиатов. Человечеством пока плохо осмыслено и осознано то, что произошло в Афганистане за последние восемь лет. За это время там в сорок раз возросло производство героина - в два раза больше, чем десять лет назад производил весь мир. Виктор Иванов подчеркнул, что в отношении афганского наркопроизводства мы имеем дело с поистине планетарным феноменом, мировой всеобщей проблемой.

Директор ФСКН выразил сожаление тем, что НАТО не решило задачи уничтожения наркотиков и, похоже, не планирует их уничтожать. Попросту циничными выглядят рекомендации НАТО передать полномочия по уничтожению наркоплантаций на уровень провинциальных властей. В вышедшем в декабре прошлого года докладе Офиса генерального инспектора при Госдепартаменте США прямо констатируется, что коррупция и угрозы местных наркобаронов и полевых командиров сделают аналогичные усилия на провинциальном уровне неэффективными. Мировая общественность явно вводится в заблуждение такими критериями, как количество «свободных от мака» провинций, поскольку свободные от мака провинции остаются территорией переработки и перевозки опиума, а также выращивания конопли. В последние два года Афганистан стал мировым лидером и по гашишу, обогнав Марокко.

В неоднократных выступлениях в прошлом году, спецпредставитель США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук, констатируя провал политики Запада по уничтожению посевов опиумного мака, заявил об отказе от уничтожения посевов, поясняя это тем, что, уничтожение посевов мака является не только расточительным и неэффективным, но и контрпродуктивным, лишая афганских крестьян работы и толкая их в объятия Талибана. Совершенно очевидно, подчеркнул В.Иванов, что эскалация иностранного военного 200-тысячного контингента в Афганистане ведет к дальнейшему росту напряженности в регионе и, как следствие, лишает афганских дехкан возможности заниматься выращиванием сельхозкультур, толкает их к культивированию мака.



Виктор Иванов обратил внимание на то, что самая высокая концентрация вооруженных сил НАТО в мире за пределами евроатлантического региона в Афганистане мирно уживается и длительное время сосуществует с самой высокой концентрацией плантаций опиумного мака, что ставит под сомнение не только антитеррористическую миссию, но и позволяет говорить о катастрофических гуманитарных последствиях более чем восьмилетнего пребывания коалиции в Афганистане. Говоря об эффективности уничтожения наркопосевов, подчеркнул В.Иванов, следовало бы сопоставить результативность решения этой проблемы в Латинской Америке. Использованный США метод распыления с воздуха специальных дефолиантов в Колумбии дал потрясающий результат – в 2008 году уничтожено 229 тысяч 130 гектаров накропосевов – 75 процентов всех посадок коки в этой стране. Для сравнения, в Афганистане за аналогичный период преимущественно механическим способом уничтожено немногим более 3 процентов опиумных плантаций.

Мы наблюдаем, отметил В.Иванов, обратную взаимосвязь результативности уничтожения наркотиков в эпицентрах их произрастания и численности иностранных военных формирований на соответствующих территориях. Таким образом, военного решения проблема наркопроизводства не имеет. Но, несмотря на очевидные трудности, проблема афганского наркопроизводства требует незамедлительного и радикального решения.

Виктор Иванов считает необходимым повысить статус проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности. По его мнению, следует разработать и реализовать программы подъема экономики и развития Афганистана, прежде всего, энергетики и электрификации, создать достаточное количества рабочих мест для афганцев. Он также считает, что необходимо ликвидировать культивацию опиумного мака, используя апробированные способы уничтожения плантаций, подготавливать высококвалифицированных наркополицейских для афганских сил по борьбе с наркотиками. Виктор Иванов предложил также создать международную комиссию по инициативе России и Европейского Союза по ликвидации афганского наркопроизводства с четкими задачами на ближайшие пять лет.

В свою очередь, как сообщает портал Вести.Ru, депутат Европарламента Пино Арлакки подчеркнул, что Европа и США недооценивают уровень угрозы афганского наркотрафика. Последние годы показали неэффективность методов НАТО, необходимы срочные перераспределения выделяемых средств. И деньги надо направлять не только на борьбу с наркодельцами, но и на развитие сельского хозяйства, на создание новых рабочих мест в Афганистане. В зоне легального бизнеса. "Когда говорим об уничтожении наркотиков, нужно помнить и об альтернативном воздействии – о борьбе с коррупцией, о создании рабочих мест. Один только Евросоюз тратит 1 миллиард евро ежегодно на Афганистан, и было бы достаточно, чтобы всего лишь одна треть этих средств была бы направлена на развитие сельского хозяйства в этой стране", - заявил Пино Арлакки.

«Рост производства героина в Афганистане представляет серьезную угрозу безопасности России и Европейского Союза, - отметил в комментарии Александр Сотниченко. – Иванов и Ардакки заявили о том, что нынешняя политика Соединенных Штатов в Афганистане не соответствует интересам России и Евросоюза, так как с наркотиками в этой стране американцы практически не борются. Кроме того, фактически весь афганский героин идет в Россию и Евросоюз. По данным ООН, Россия занимает первое место в мире по потреблению героина.

В Европейском Союзе, по заявлению Арлакки, полтора миллиона жертв употребления героина. В России каждый год от употребления наркотиков погибает в два раза больше людей, чем погибло советских людей за все десять лет афганской военной кампании. Сотрудничество России и Евросоюза в сфере борьбы с распространением наркотиков – это положительная тенденция. Хорошо, что Европа и Россия пытаются найти общие политические интересы в Афганистане, которые сейчас не совпадают с интересами США. Арлакки заявил о том, что фактически война, которую ведут Соединенные Штаты в Афганистане, выгодна только самим США, потому что на территорию Соединенных Шатов героин не поступает, зато американцы получили возможность кормить свой военно-промышленный комплекс, оправдывая перед своим народом ведение этой войны борьбой с международным терроризмом».