Неправильные тарифы на услуги в морских портах России
В Совете Федерации заинтересовались вопросами: как устанавливаются портовые тарифы? Как используются портовые сборы?
Сегодня состоялось заседание Экспертного совета в области морского и внутреннего водного транспорта при Комитете СФ по экономической политике. Присутствовали не только моряки и речники, но и рыбаки, и бункеровщики, и лоцманы, и специалисты по ликвидации аварийных разливов нефти… Вёл заседание председатель Экспертного совета сенатор Николай Власенко.
Первым вопросом рассматривалось «Законодательное регулирование портовых тарифов в морских портах». Выплыл, например, такой парадокс. Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам исповедуют различные подходы к оценке монополизации того или иного конкретного рынка. В частности, с понятием географических границ рынка оказания тех или иных услуг ФСТ не работает. Из-за этого, в частности, стивидорные компании в речных и морских портах попадают в неравные конкурентные условия с теми компаниями, которые также оказывают услуги по погрузке-разгрузке, но по формальным критериям ФСТ не подпадают под определение «естественного монополиста».
По морским портам была приведена такая статистика. Суммарный навигационный сбор по всем портам России даёт, примерно, 1,5 миллиарда рублей прибыли в год, а суммарный лоцманский сбор – убыток порядка 300 миллионов рублей. При этом ни в одном порту, сколь бы малым ни был судооборот, навигационный сбор не уходит в отрицательные значения.
В качестве иллюстрации этого факта приводился порт Анадырь. А наибольший вклад в минусовую сумму лоцманского сбора дают самые крупные, самые прибыльные порты – Санкт-Петербург, Новороссийск, Калининград, Мурманск, Владивосток.
Но, раз количество судозаходов не играет определяющей роли в портовой экономике, значит, тарифы портовых сборов установлены не правильно.
Кто-то из присутствующих отметил, что ФСТ работает в условиях конфликта интересов. Эта служба, объективно, не заинтересована в развитии конкуренции. Наоборот, объективно, ей выгоден монополизированный рынок, то есть, рынок, который включает в себя как можно больше субъектов, деятельность которых регулирует Федеральная служба по тарифам. Расширение конкуренции лишает ФСТ работы.
Поэтому вторым вопросом рассматривалось внесение поправок в закон о естественных монополиях. Предлагалось, в частности, исключить речные порты из списка естественных монополистов. Выступавшие речники рассказали, что понимание в этом вопросе они встречают, практически, везде, в том числе, и в Минтрансе, и в Правительстве РФ. Однако перехода от понимания к действиям они добиться не могут.
На прошедшем заседании была также создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в области ликвидации аварийных разливов нефти.
Комментарии