Живи, Толя! День памяти жертв Холокоста

На модерации Отложенный

У меня больше вопросов, чем вопросов. Для россиян 27 января - это как? - День памяти жертв Холокоста, или День освобождения узников Освенцима, или День снятия блокады Ленинграда? Ответить затрудняюсь. Прошу помощи...

Дня памяти жетв Холокоста у нас нет, хотя Россия ставила вопрос вместе с другими 92 странами перед ООН, и национальные Дни с 2005 года есть в трех десятках стран мира. 2.8 миллиона евреев погибли на территории СССР в лагерях (гетто). Разве этого недостаточно, чтобы помнили.

Что же отмечают в этот день? Мой собеседник - профессор Анатолий Самуилович Ванукевич, , бывший малолетний узник Освенцима. Мальчик из Гродно попал туда в январе 1942. Увидев его фото анфас и в профиль(поступивших в Освенцим фотографировали, немецкий порядок) невестка-юрист ужаснулась: "Боже, их снимали как малолетних преступников! Это же безвинные дети!". При освобождении 15-летний Толя Ванукевич весил 15 кг 300 гр. Он выжил, наверно, еще и потому, что мама, завернув сына в куртку, выбросила его из окна вагона, под откос поезда, направлявшегося в Освенцим, крикнув на прощание "Живи, Толя!" Материнское благословение почти с того света...

Магнитофон - современный, ну самый писк, записывал воспоминания почтенного господина, а я собрала все силы и сжала кулаки до боли, чтобы не разреветься.

Случайно у подъезда встретила сына Анатолия Самуиловича, узнав, что ночью приезжала "скорая" вовсе хотела уйти. Но ветеран не подвел: был, словно на посту, отвечал на все мои вопросы.

Перебивать рассказчика не хотела, умирала от желания узнать все подробно, в деталях. Приехав домой, завязла в вопросах. "Дети войны" - это только там, в Израиле такое понятие, со льготами, компенсациями и т.д., или у нас тоже.

Наше руководство (в лице Президента или Премьера) тоже поедут на 65-летие Освобождения лагеря нашими войсками или пошлют вместо себя министров, военную делегацию и т.д.. Поедут ли, как пять лет назад, наши бывшие узники концлагеря. Или кризис и здесь покажет свою мощь (или немощь). Или отношения с Польшей столь прохладны, что не захочется отрываться от родимого порога. Или годы берут свое, и ветеранам уже не под силу такая поездка.

Или позволить фашизму цвести и вновь овладеть душами. Сие зависит от каждого из нас. Перечитайте книгу "Мальчик в полосатой пижаме".

Вопросы, вопросы терзают меня, а вас?