"Обрыв" лишь слегка присыпали

Падение американской экономики с «фискального обрыва», можно сказать, уже началось, но было прервано благодаря компромиссу, достигнутому законодателями 1–2 января. Еще один конец света – финансовый – не состоялся. Но пресловутый «обрыв» с вытекающей из него рецессией по-прежнему маячит на горизонте.

В новогоднюю ночь случаются чудеса. Но следует ли считать чудом ночное голосование в Сенате США за бюджетный пакет, отодвинувший страну от края «финансового обрыва», – вопрос, как минимум, спорный. Скорее нет, чем да.

Вслед за Сенатом за тот же самый билль быстренько проголосовала Палата представителей. Республиканцы и демократы наконец договорились – ура! Консерваторы перестали долдонить, что не допустят никакого повышения налогов, а либералы согласились повысить «границу богатства» – налоги будут повышены только для тех, чей семейный доход составляет $450 тыс. в год и выше (ранее Обама и его союзники в Конгрессе требовали провести черту по отметке $250 тыс. в год). Мир вздохнул с облегчением, и биржевые котировки рванули вверх. Но эйфория будет, скорее всего, недолговечной.

По единодушному мнению наблюдателей, вашингтонский компромисс – это лишь отсрочка давно назревших решений. В компромиссном «двухмесячном» пакете отсутствуют меры сокращения бюджетных расходов, а без них все равно не обойтись: дефицит федерального бюджета в 2012 году снова зашкалил за триллион долларов, а национальный долг США превысил годовой ВВП страны. 31 декабря он в очередной раз уперся в утвержденный Конгрессом потолок (около $16,4 трлн.). Когда и насколько потолок будет снова повышен – открытый вопрос.

Конгресс отложил на два месяца предусмотренную ранее принятыми решениями секвестрацию бюджета (автоматическое сокращение расходов почти по всем статьям), которая должна была начаться 2 января. Как, за счет чего сокращать бюджет – об этом должны договориться Белый дом и Капитолий, демократы и республиканцы. Равно как и о способах пополнения бюджета налогами – помимо тех, которые были введены в действие сейчас и которые, по расчетам экспертов, явно недостаточны.

Повысился подоходный налог для богатых – тех, кто получает более $450 тыс. на семью или $400 тыс. в год на одного человека. Максимальный подоходный налог, который при Буше-младшем был понижен с 39,6% до 35%, для этой категории граждан теперь вернется к прежней, более высокой отметке. Остальные, менее состоятельные, могут не беспокоиться – их верхняя ставка по-прежнему 35%. Для «богатеньких» из вышеупомянутого одного процента населения также повышается налог на прирост капитала (проценты годовых от инвестиций в ценные бумаги, банковских вкладов и т.п.): вместо 15% новая «цена вопроса» – 20%. Повысили также налог на наследство – то, которое превышает $10 млн. на семью.

Плохая новость для богатых и бедных: возвращается к докризисной ставке в 6,2% налог с зарплаты, который в условиях кризиса был понижен до 4,2%.

(За счет этого налога, который платят и наемные работники, и работодатели, формируется соцстраховский фонд – из него выплачиваются пенсии по возрасту и по инвалидности). Семья с годовым доходом $50.000 потеряет, по расчетам, $1.000 в год. Семья с доходом $80.000 потеряет $1.600 в год. Плохо, конечно, но другого выхода нет: соцстраховский фонд истощается, ситуация в пенсионной системе – «один с сошкой, семеро с ложкой», и даже возврат к более высокому налогу на зарплату не решает этой проблемы – потребуются болезненные реформы.

Итак, «консервную банку погнали дальше вдоль дороги», выражаясь вашингтонским политическим сленгом, т.е. не решили проблему кардинально, а лишь отсрочили ее решение. Впереди, возможно, даже не один, а несколько бюджетных кризисов, указывают аналитики. Как отмечает экономический обозреватель CNN Али Велши, во-первых, через два месяца надо будет вернуться к отложенному вопросу о секвестрации бюджета. А во-вторых, возможно, даже чуть раньше Конгресс и президент будут вынуждены столкнуться лбами по поводу повышения долгового потолка – иначе федеральное правительство окажется в ситуации дефолта. (По оценкам экспертов, после исчерпания 31 декабря долгового лимита администрация Обамы может еще «потрепыхаться» за счет различных резервов примерно на сумму $200 млрд., но этого хватит ненадолго).

Вообще-то, если не запрягать политику впереди экономики, долговой потолок должен повышаться автоматически: правительство обязано платить по своим долговым обязательствам, которые появились в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными Конгрессом. Даже Рональд Рейган, этот маяк нынешних «фискальных ястребов», подчеркивал недопустимость игр с долговым потолком, который не имеет отношения к текущему бюджетному дефициту.

О необходимости скорых и радикальных решений, касающихся бюджета, говорят не только в самой Америке. Агентство «Синьхуа» озвучило позицию правительства КНР – страны, которая, наряду с Японией, является крупнейшим кредитором США: Пекин призывает Вашингтон поторопиться, не то вместо «финансового обрыва» будет «финансовая пропасть».

Не будучи провидцем, можно достоверно предсказать, что скорее рано, чем поздно, всплеск новогодней эйфории останется позади, и мировые финансовые рынки будут тревожно и мрачно ожидать продолжения вашингтонской фискальной драмы. В отношении судьбы крупнейшей экономики мира (а значит, и всей мировой экономики) сохраняется неясная ситуация. Результат: работодатели, создающие рабочие места, и трудящиеся, они же розничные потребители, будут по-прежнему «жать копейку». И локомотив мировой экономики будет двигаться вперед на малых оборотах – по прогнозам специалистов, рост американского ВВП в 2013 году составит от полутора до двух процентов. При условии, что не будет падения в пресловутый «обрыв»...