Признать вину хуже банкротства

На модерации Отложенный

По мере того как Америка приходит в себя после тяжелейшего со времен Великой депрессии финансового кризиса, лидеры американской экономики то и дело выступают в крайне несвойственном им жанре: они приносят извинения. Правда, их слова так тщательно отфильтрованы адвокатами и специалистами по связям с общественностью, что зачастую непонятно, кто в конечном итоге виноват.

Недавно бывший директор Time Warner Джеральд Левин произвел настоящую сенсацию, признав свою ответственность за «худшую сделку века» — десятилетней давности слияние компаний America Online и Time Warner. Но его призыв к коллегам признать ответственность за решения, в результате которых американцы понесли серьезные потери, был подхвачен немногими воротилами Уолл-стрит.

«В американской культуре признание своей вины не вознаграждается, — говорит профессор менеджмента Уортоновского института при Пенсильванском университете Майкл Юсим. — Общественность жаждет крови тех, кто увлек Уолл-стрит в пропасть, отчасти именно потому, что никто из них даже не извинился за то, что натворил».

Искусство признания отдельных ошибок, но не общей вины, можно было изучить 13 января на слушаниях в недавно созданной Комиссии по расследованию финансового кризиса. Показания относительно своей роли в разразившейся катастрофе давали Ллойд Бленкфайн (банк Goldman Sachs), Джейми Даймон (JPMorgan Chase), Джон Мак (Morgan Stanley) и Брайан Мойнихен (Bank of America).

Комиссия приперла Бленкфайна к стенке обвинениями в том, что Goldman Sachs, как и некоторые другие банки, сознательно продавали проблемные кредиты под видом надежно обеспеченных инвестиций, одновременно сами же играя на понижение по этим позициям.

«Да, я считаю, что такое поведение было некорректным, — признал Бленкфайн. — Мы сожалеем, что в результате люди потеряли свои деньги».

Коллеги Бленкфайна не сожалели вообще ни о чем. Джейми Даймон настаивал, что несмотря на измеряющийся миллиардами долларов объем безнадежных кредитов, выданных JPMorgan, банк мог устоять и без государственной помощи и даже пришел на помощь правительству, когда потребовалось срочно спасать Bear Sterns. В недавнем открытом письме к вкладчикам Даймон признал, что кредитные подразделения банка допускали ошибки, но основную вину за ипотечный кризис возложил на «систематические недоработки» и ошибки аудиторских агентств.



Принимающий участие в работе комиссии юрист Байрон Георгиу заявил, что результат кутежа с экзотическими ценными бумагами был бы совсем другим, если бы «возить саночки» пришлось тем же, кто так весело на них катался.

«Нам и пришлось повозить эти санки, и в результате у нас заломило спины», — ответил Джон Мак. В прошлом году он принес конгрессу извинения за роль, которую в финансовом кризисе сыграла его компания.

Понятно, что руководители корпораций опасаются судебных исков от инвесторов, которые могут последовать за признанием ошибок. Инвесторы уже подали иск к Bank of America, обвинив его в сокрытии миллиардных убытков и бонусов, выплаченных руководству Merrill Lynch перед слиянием этих банков. В начале января пенсионный фонд из штата Иллинойс потребовал от руководства Goldman Sachs вернуть миллиарды долларов, полученные в качестве бонусов и других видов компенсаций по итогам 2009 года. По объяснению пенсионного фонда, такие выплаты наносят ущерб держателям акций банка.

По мнению Роберта Бернера, декана Дарденовского института бизнеса при Виргинском университете, признать свою вину директорам компаний мешает и элементарное самомнение. «Путь в высшие эшелоны управления больших компаний, существующих в условиях крайне высокой конкуренции, прокладывается не при помощи смирения и унижений», — прокомментировал он.

Разительный контраст в этом смысле представляет собой Япония, где руководители нередко идут на унизительные публичные извинения за свои ошибочные решения. Глава «Тойоты» Акио Тойода недавно публично посетовал на преследующие компанию напасти и признал, что «в результате некомпетентности» руководства она находится «в шаге от капитуляции или даже гибели». По его словам, компания «умоляет о спасении».

Бывшеий директора Time Warner Левин также принес смиренные, хотя и запоздавшие на несколько лет, извинения. Эксперты считают это поразительным. В том мире, в котором живет Левин, извинения принято считать признаком слабости.