Среди твоих друзей до сих пор нет немцев?

Мир, по большому счету, не горит желанием видеть Россию стратегическим партнером. И среди небольшого количества государств, желающих с Россией сотрудничества, есть, смею предположить, один авторитетный субъект. Который, почему-то, заинтересован в этом самом сотрудничестве настолько, что мир порой начинает воспринимать его взаимодействие с Россией как некий «тандем» в рамках одной команды. Эдакая "Dream Team". Идет ли Германия в данном случае на осознанный риск, или сознательно же ищет какие-либо осязаемые перспективы?

Очевидно, Россия и Германия – слишком разные по своему укладу, чтобы быть конкурентами. Эти две страны как никакие другие созданы для кооперации, для конструктивного обмена продуктами и результатами своих конкурентных преимуществ. Нет индустрии или сервиса, в котором России и Германии приходилось бы доказывать – кто круче. Но самое интересное – «крутизна» одной страны в своих локальных областях – будет возможна только при непременном условии наличествующей «крутизны» своего государства-партнера. Объективных объяснений тому много – географическая дистанция, например. 1600 километров между Москвой и Берлином сопоставимы с расстоянием между столицей и каким-нибудь крупным промышленным регионом России, например, Уралом. С чего бы не использовать столь удачный географический фактор?

«Крутизна» России, несомненно, в позициях по экспорту энергетического сырья и минералов. Немцы понимают это, осознают значимость соответствующих возможностей России, и готовы выстраивать инвестиционные и экспортные стратегии. Особый акцент я бы сделал именно на перспективности инвестиций, чем на экспорте. Таковы реалии сегодняшнего дня. Экспорт – штука малопредсказуемая, так сказать, конъюнктурная. Инвестиции же, при всем присущем им наличии риска, сами способны формировать последующую конъюнктуру.

«Крутизна» Германии в поставках высочайшего качества и сложности автоматики, промышленного оборудования. Также немцы сильны в реализации больших строительных проектов. Смогло бы руководство международного аэропорта «Шереметьево» построить свои великолепные новые терминалы без помощи "Hochtief", лидера среди немецких строительных фирм? Смогло бы руководство, собственно, государства - ездить на автомобилях, произведенных не в Германии? Возможно, смогло бы, но общее количество машин марки "Lexus", припаркованных на стоянке перед Думой – не впечатляет.

России нужна Германия. Одна из наиболее показательных сред этой «нужности» - это строительство того, чего России традиционно не хватает – дорог. Пусть даже, в первое время, железных. Гордость РЖД – «Сапсан» был разработан в бюро "ICE", и имеет родных собратьев по всей Германии. Немцы готовы помогать в России и в реализации строительства дорог традиционных – особенно тех, которые рассчитывается коммерциализировать. Очевидно, что дорога, за пользование которой предполагается брать деньги, должна быть высокого качества. А еще Россия – «сидит», по выражению многих «на трубе». Условимся, что действительно «сидит». И если это так – то труба должна быть высокого качества! Иначе, далеко на ней не «усидишь», она развалится. Еще 25 лет назад я строил, поверьте мне, наиболее «оседлываемые» трубы в мире! Поставлялись они из Германии. Не разучились немцы делать эти трубы и сегодня. Россия пользуется.

«России нужна Германия» - заладил я. С величайшим удовольствием я приступаю к написанию абзаца, озаглавливаемого противоположной локацией полюсов датива. Газ! Нефть и минералы немцы могут импортировать откуда угодно. Но газ – да, конечно, сжиженный "LNG" в иной раз прокатывает, но он почти во всех случаях намного дороже газа, транспортируемого через трубы. Реальность такова, что только Россия способна поставлять газ в Германию в требуемых объемах. "Nord Stream" почти достроен, и сложнейшая прокладка труб по дну Балтийского моря – не это ли свидетельствует об эффективности "Dream Team"?

«Газ» - заладил я. Взгляните на прекрасную фабрику Volkswagen в Калуге. И это только лишь один пример. Немцы как никто другой осознают недопустимость недооценки возможностей инвестирования в Россию.

Риски тоже есть. Нет такого бизнеса, который бы принципиально исключал любые риски. Но возможностей в аспекте дальнейшего совершенствования игры "Dream Team" гораздо больше. Сотрудничество России и Германии – тот самый случай, что ни одной из сторон не выгодно внезапно начать вести себя плохо. По крайней мере, за 20 с лишним лет сотрудничества таковых прецедентов не было, и я не вижу ни одного потенциального источника появления таковых. И та и другая страна, как подобает членам единой команды – действуют слаженно и предсказуемо. Как и подобает настоящим стратегическим партнерам.