Галера свернула с пути реформ
Придется ли Владимиру Путину ответить за молчаливый отказ от преобразования пенсионной системы на склоне последнего срока?
Правительство в очередной раз берется за реформирование пенсионной системы. Потому что приперло: дефицит Пенсионного фонда, покрываемый из федерального бюджета, в этом году перевалит за триллион, и, если ничего не делать, год от года цифра будет только расти.
Это понимают все, но единого рецепта спасения у правительства нет, а есть два противоборствующих лагеря. Оплотом первого выступает Минфин: Антон Силуанов исходит в целом из того, что нужно развивать государственную накопительную систему и при этом аккуратно, где возможно, снижать нагрузку текущих выплат. В частности, провести ревизию досрочных пенсий, увеличить с 19 до 21 года так называемый коэффициент дожития и немного снизить скорость индексации пенсий. В качестве несиюминутной, но неизбежной меры в Минфине, по информации «Новой», рассматривают и повышение пенсионного возраста, однако это единственный аспект реформы, по которому собственную и незыблемую позицию имеет президент Владимир Путин: ни за что.
В оппонентах Минфина — ПФР, Минтруд, а также переместившиеся в администрацию президента Татьяна Голикова и Эльвира Набиуллина. Их главная идея состоит в том, что накопительная система себя не оправдала, а отвлечение в нее части страховых взносов в значительной степени приводит к росту дефицита Пенсионного фонда. Поэтому они предлагают фактически ликвидировать накопительную часть, сделав ее добровольной, а поступления пустить на текущие выплаты.
На этой неделе Минтруда и ПФР представили в правительство «Стратегию развития пенсионной системы России до 2030 г.». В объемном документе есть много любопытных и дискуссионных вещей, таких, например, как повышение взносов для работников вредных производств и самозанятого населения, введение понятия «нормативный стаж работы». Мы расскажем об этом отдельно, когда стратегия будет утверждена. Но ключевой момент все же — так называемый «страховой маневр», а по сути — похороны накопительной системы.
Предлагается, что на ближайшие три года размер взносов в накопительную часть будет снижен с 6% до 2%, а затем «по умолчанию» и вовсе ликвидируется. Тем, кто все же захочет иметь накопительную часть по прежней схеме, нужно будет писать заявление, при этом их еще и «накажут» необходимостью доплачивать по 2% уже не за счет работодателя, а из собственного кармана.
Число желающих работать по такой схеме вряд ли превысит статистическую погрешность, и еще через несколько лет накопительная система в ее нынешнем виде, очевидно, отомрет сама собой.
В утешение авторы стратегии предлагают гражданам участвовать в корпоративных и частных планах, то есть возлагают ответственность за будущую прибавку к пенсии на них самих и на работодателей.
Но, по сути, авторы стратегии предлагают вернуться к классической солидарной системе и сохранить ее вплоть до 2030 года. Это не стратегия реформы, а очевидный отказ от нее.
Специфика российской демографии такова, что количество работающих движется вниз по наклонной, а количество пенсионеров растет, и это с неизбежностью законов арифметики ведет к ситуации, когда количество работающих и пенсионеров сравняется. Может, это случится в районе того самого 2030 года, может, раньше. И тогда придется либо увеличивать налоги, вплоть до половины зарплаты, что практически невозможно, либо — да, урезать пенсии.
То, что происходит, когда раздутые социальные обязательства натыкаются на реальный недостаток средств, мы уже сейчас можем видеть на примере Москвы. На этой неделе правительство столицы объявило о введении «ценза оседлости» для пенсионеров: так называемую «лужковскую надбавку», позволяющую получать не менее 12 тысяч рублей в месяц, будут назначать только тем, кто был прописан в городе не менее 10 лет. Остальным придется довольствоваться прожиточным минимумом москвича, который составляет 6499 рублей. А то, видите ли, некоторые москвичи прописывают в городе пожилых родственников, чтобы увеличивать их пенсии за счет столичного бюджета.
И чем ближе к 2030 году, тем больше подобных историй мы будем наблюдать. Количество «ошибок в системе» будет нарастать, и менять ее рано или поздно все равно придется. Только с каждым годом это будет делать все сложнее и дороже. Расчет авторов стратегии, видимо, на то, что к тому моменту они уже разлетятся из Белого дома на золотых парашютах.
А вот Владимиру Путину, не исключающему для себя возможности усидеть на облюбованной скамье галеры до 2024 года, стоит задуматься: хорошо ли входить в историю в качестве президента, оставившего несколько поколений людей, которые вместе с ним поднимали Россию с колен, без достойной пенсии.
Комментарии
Финансовое обеспечение деятельности президента РФ
"Федеральным бюджетом на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг. на функционирование главы государства было предусмотрено 3 млн 181 тыс 800 рублей. В бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг. в строке "Функционирование президента Российской Федерации" стоит сумма 8 млрд 19 млн 207 тыс рублей, в строке "Президент РФ" - 106 млн 401 тыс 900 рублей."
http://www.biztass.ru/news/one/21231
"Не воняй, говно, пока на тебя не наступили" - известная перефразировка известной пословицы. Отдохни лабающая сраильская трудяга.
Свалил поэт подальше к морю,
Оттуда будет всех учить,
Как всем расстаться с геморроем
И вообще, как надо жить.
А как стихоплет или рифмострокач, вы очень тщедушное и слабенькое существо, микроцефал от графомании, это я вам как литературный критик говорю. Не ваше это, вот поносом словесным распыляться, это да - зуец-уБЕкасосуев на порядок выше всевозможных нахаров и нупростатомариек, ластики-шмкастики по сравнению с вами - нули без палочки, гранд зеро.
Не зря же вам шестиконечная медалька с пробкой-закруткой сзади кальсон мейрдаганом ввинчена, как почетному говнометчику.
А про бетонные паровозы это не вы придумали?
И ВСЕ!