День свободной России – праздник странный
Когда-то он был почти официальным. В те немыслимо далекие от нас 90-е годы 19 августа отмечалось как начало конца коммунистического режима в СССР. Точно ли это было так на самом деле – вопрос спорный, и в смысле начала, и в смысле конца. Однако людям было отрадно сознавать, что коммунистический режим рухнул и у этого счастливого события есть точка отсчета.
Те, кто выходил в августе 1991 года к Дому правительства, может быть, не очень ясно знали, чего они хотят; еще хуже представляли себе, как этого добиться; но все они точно знали, что не хотят жить по прежнему. Подавляющее большинство людей в стране ясно выразили свое отвращение к однопартийной коммунистической системе. Это было настолько для всех очевидно, что ГКЧП не решился применить военную силу и тихо сдал свои позиции, вовремя испугавшись возможных последствий.
День 19 августа стал тогда праздником потому, что он оказалось редким в российской истории, когда общество победило власть. По меркам XX века победило почти бескровно, но тех троих, кто стал жертвой мятежа – Илью Кричевского, Дмитрия Комаря и Владимира Усова, лучшая часть российского общества помнит до сих пор. 19 августа к памятному знаку, установленному на месте их гибели приносили цветы. В этом году – почти исключительно белые.
Казалось бы, 19 августа, как день освобождения от коммунизма и диктатуры КПСС, имел все шансы стать главным национальным праздником новой России. Что в сравнении с ним 12 июня – день принятия Декларации о государственном суверенитете России или 4 ноября – День народного единства, приуроченный к изгнанию поляков из Москвы, которое, как говорят историки, на самом деле пришлось совсем на другой день? Все эти новые праздники, искусственные и надуманные, не столько привязаны к событиям, сколько рассчитаны на определенный общественно-политический эффект.
19 августа стало бы настоящим праздником для России, если бы ГКЧП был раздавлен до конца, и страна очистилась от коммунистической скверны. Увы, этого не случилось. Руководители ГКЧП были низложены и изгнаны с политического Олимпа, но дело их осталось жить. Его перехватили ловкие политики из партийно-комсомольской, военной и чекистской номенклатуры, вовремя напялившие на себя демократические одежды и представшие перед российским обществом в образе строителей новой демократической России. Некоторые из них даже претендовали на роль жертв – кого-то выперли из Политбюро и сняли с должности секретаря горкома партии, кого-то исключили из КПСС и выгнали из Генеральной прокуратуры. Обиженные аппаратчики из вчерашней номенклатуры, вовремя оценив открывшиеся перед ними возможности, накрепко присосались к государственной кормушке и постепенно создали крепкий клан, попасть в который могли только свои – по духу, по взглядам, по биографии. Покровительствовал им, сколько было возможно, бывший первый секретарь обкома КПСС Борис Ельцин, а когда стало уже невозможно, передал власть надежному преемнику – подполковнику КГБ Владимиру Путину.
Общество все это время утешалось сказками о трудностях политической борьбы и необходимости всевозможных компромиссов с политическими проходимцами, делало ставки на однодневных жуликов, играющих роль оппозиционеров, и постепенно отдавало одну за другой завоеванные в августе 1991 года гражданские свободы.
Вот почему 19 августа отмечают праздник не так много людей в России. Этот праздник давно осиротел – он чужой для власти, чужой для общества. Он свой только для тех, кто помнит и верит, что народ, вышедший на улицы, может победить.
Комментарии
Отряды казацкие шли на Восток.
История мира другого не знала,
Как меченый Горби предать ее смог.
Мелькают событий далеких страницы,
Где Грозный Иван нам оставил Казань.
Менялись с колесами времени лица
И Сталин в Европу пустил свою длань.
Шел Дежнев когда-то в края Анадыря-
Служивых могилы укрыли тот путь.
Они погибали, чтоб Русь стала шире
За это теперь их хотят упрекнуть.
И я не пойму либералу поверив
Как терпит такое советский народ.
Свой взгляд в телевизор отчаянно вперив
Пока тот в историю нашу плюет.
И кажется все-таки мне
Не зря за болезненность мимик
Сажали в советской стране.
У Вас за спиной девяностых
Висит устаревший рюкзак
И школьники даже вопросы
Задать могут смело Вам так:
Что праздником тот лишь считает
Развал величайшей страны
Больницу кто псих посещает,
Но может вы просто пьяны.
Автор http://www.stihi.ru/avtor/dvv1951
И наша победа в августе 1991 года оказалась слишком временной. Но она дала нам хороший урок: во-первых, народ может побеждать власть и значит мы сможем это сделать снова, и во-вторых, нельзя к власти допускать бывших чиновников (они у нас все криминальные) и особенно силовиков. Путин наглядно нам показал, что из бывших КГБ-шников могут получиться только Путлеры - хитрые, наглые и вороватые диктаторы.
=====================================================
Может быть, это и Ваша победа, но для народов всей великой страны, это поражение.
Поэтому она и оказалась временной.