Украина проигрывает в газовой войне с Россией

В 2013 году Россия начнет строительство обещанного газопровода в обход Украины - "Южный поток".

Прокладывать его будут в течение двух лет, и после запуска объем транзита российского газа через Украину снизится еще процентов на 20. Первые поставки газа по "Южному потоку" начнутся в декабре 2015 года.

С тех пор, как Владимир Путин объявил о строительстве "Северного" и "Южного" потоков, прошло уже несколько лет. За это время "Северный" был построен и запущен, и Украина лишилась 20% газового транзита (и денег за это, разумеется). Казалось бы, украинскому руководству надо взяться за ум и предпринять ответные меры либо договориться с россиянами.

Однако этого не происходило и не происходит. Звучат лишь сетования на "нецелесообразность" строительства "Южного потока", поскольку, мол, транзит через Украину более выгоден и надежен. Вот только на Россию это почему-то не действует.

"Газпром" медленно, но верно делает свое дело. Вот и недавно президент России заявил, что от правительства Турции получено последнее разрешение на начало строительства. И выразил уверенность, что поскольку это общеевропейский многосторонний проект, в котором заинтересовано подавляющее большинство крупных потребителей в Европе, то он обязательно будет реализован.

При этом потребители газа уже определены, ведь такие проекты не начинаются без предварительных контрактов. Партнерами по строительству морского участка выступают "Газпром" - 50%, итальянская "Eni" - 20%, германская "Wintershall" и французская "EDF" - по 15%. Мощность газопровода составит до 63 млрд кубометров газа.

А что же Украина? Она пытается противопоставить "Южному потоку" другой транзитный путь - Транскаспийский газопровод, в котором готова участвовать, вложив 790 млн евро. Правда, обставляет это участие рядом условий: в газопровод должна быть сделана врезка, ведущая к СПГ-терминалу в грузинском порту Кулеви. А уже оттуда предполагается возить газ по морю - к терминалу в украинском порту Южный.

Если учесть и необходимость строительства этого терминала, которого пока нет и в помине, то цена украинского участия достигнет 1,6 млрд евро. Правда, это далеко не все. Для начала нужно добиться согласия на закупки нужных объемов газа у Туркмении. Если же там упрутся, то и весь проект останется лишь в мечтах.

Мысль о строительстве транскаспийского газопровода Nabucco возникла сразу же после того, как Путин заявил о проекте "Южный поток". Он должен строиться на территории Азербайджана и Грузии в обход России и прокачивать 30 млрд кубометров в год. Эта попытка хоть как-то ослабить российский газовый рычаг влетит ее участникам в 7,9 млрд евро.

Понятно, что в Москве Nabucco не жалуют и стараются, чтобы строительство даже не началось. Довольно сильный аргумент состоит в том, что до сих пор не определен юридический статус Каспийского моря, и дно не разграничено. А посему азербайджанцы и туркмены не имеют права прокладывать трубопровод по дну моря, пока не согласятся все прибрежные страны. В Баку же настаивают на том, что могут решить эти вопросы с Ашхабадом на двусторонней основе.

Украина может построить nерминал в Южном за четыре года. И кое-что уже делается. Так, разработано технико-экономическое обоснование. Финансировать его собираются за счет консорциума зарубежных инвесторов. Правда, никаких соглашений с ними на этот счет пока нет.

Мощность терминала по регазификации сжиженного газа должна составить 10 млрд кубометров газа в год с перспективой расширения в два раза. Но денег на него нет и не найдется до тех пор, пока не будет контрактов с Туркмений. А вот тут - самое интересное. Дело в том, что сейчас весь туркменский газ законтрактован российским "Газпромом", и продавать часть его "налево" она не имеет права.

В пользу Украины лишь то, что россияне не выполняют контракты на покупку газа, и из-за этого у них возникла напряженность в отношениях с туркменами. Киеву остается ждать, пока они совсем не разругаются. Но пока украинские власти ждут у моря погоды, Россия действует весьма активно.

Так, по словам главы "Газпрома" Алексея 
Миллера, коммерческие поставки по второй нитке "Северного потока" начнутся в октябре нынешнего года. Таким образом, общая мощность этого газопровода составит 55 млрд кубометров в год. Он констатировал, что роль Украины как страны-транзитера российского газа с введением в эксплуатацию "Северного потока" изрядно снизилась, а ее эксклюзивность в этом значении просто ушла.

Правда, Миллер не очень распространяется по поводу того, чем заполнять "Южный поток" (Nabucco в этом плане выглядит еще хуже). Дело в том, что уже работающие на Европу российские газопроводы (без "Северного" и "Южного" потоков) поставляют лишь 150 млрд кубометров, тогда как их мощности позволяют прокачивать 196 млрд.

Да и российский экспорт в последние годы падает из-за экономического кризиса, спада спроса, дороговизны газа. "Северный поток" "Газпрому" удастся загрузить максимум на 75%, а "Южный" - дай Бог наполовину.

Но, похоже, что из-за геополитики (читай: желания обойти Украину) россияне готовы закрыть глаза на вопрос о рентабельности строек века. Им уже не важно, что у руля стоит сравнительно лояльный Янукович, а не русофоб Ющенко, с которым Кремль вообще не хотел вести дела, и при котором, собственно, и созрела идея об обходных газопроводах. Стратегические выгоды обхода Украины (при всех реальных финансовых минусах) все равно скажутся.

Между тем, в Киеве все последние месяцы заняты уговорами Москвы снизить цену на покупаемый газ. Причем в одностороннем порядке. В ответ ничего внятного не предлагается. К аргументам Кремля при этом особо не прислушиваются. А ведь первый и главный из них - официально подписанный правительством Тимошенко договор. Из-за которого Украина и попала в газовую кабалу.

Другие (не оглашаемые, дабы это не было истолковано как вмешательство во внутренние дела) - придание русскому языку статуса государственного, введение федеративности и невмешательство в дела православной церкви.

По словам директора Института стран СНГ Константина Затулина, "простыми декларациями и публичными заверениями в дружбе особые отношения двух стран не подтверждаются - за годы независимости Украины они девальвировались. Поэтому для закрепления статуса «особых отношений» необходимо выполнить ряд условий" (вышеназванных).

При том, что "эти условия никогда не были артикулированы официально Российской Федерацией", - заметил политик, считающий, что все остальные вопросы сотрудничества являются прилагаемыми.

"Сегодня складывается впечатление, что главным условием для Украины является цена на газ. Но ясно ведь, что если мы достигнем стратегических договоренностей, эта проблема сама собой рассосется, как она ушла в случае с Белоруссией, - пояснил он.

- Я не знаю, снизит ли Путин цену на газ для Украины. Я знаю, что если Украина не сделает тех шагов, о которых ее просило российское руководство, то просто нет повода снижать цену. А Украина говорит, что я никуда не хочу и ничего делать не буду. И вообще, с вами, говорят деятели украинского истеблишмента, мы не хотим объединяться. Потому что вы из Советского Союза, вы империя, мы уже у вас были и больше не хотим, но цену снижайте. Где логика? Зачем нам нужна процветающая Украина, если она враждебно настроена к России? Враждовать нельзя, можно интриговать, где-то обманывать, но не идти на прямую конфронтацию. Такого понимания в Киеве всех взаимосвязей пока нет".

Действительно, Украина находится сегодня в самом сложном внешнеполитическом положении за все годы независимости. Как заявил на круглом столе в Киеве украинский политолог Константин Матвиенко, "внешнеполитическое положение Украины никогда не было таким тяжелым, каким оно является на сегодняшний день. Возрастание зависимости от импорта, сокращение экспорта, рост государственного долга, сокращение золотовалютного запаса - фактически ситуация в стране находится в преддверии если не дефолта, то очень серьезных экономических потрясений. Украина теряет свою внешнеполитическую субъектность, и вот то унижение четырехчасовым ожиданием в Ливадии - это констатация, еще один маркер, который показывает реальное состояние Украины на сегодняшний день".

Директор энергетических программ центра "НОМОС", экс-заместитель председателя правления ОАО "Укртранснефть" Михаил Гончар заявил в интервью корреспонденту News24UA, по поводу возможности снижения Россией цены на газ и перспектив "Южного потока", следующее.

- Какие условия должна выполнить Украина, чтобы Россия снизила цену на газ?

- На мой взгляд, она не должна выполнять никаких условий. Эти условия хорошо известны, и они не менялись в течение двух последних лет. Заключаются они в одном: все, что было вашим, должно стать нашим. Путин еще в мае 2010 года озвучил идею о слиянии активов "Нафтогаза" Украины и "Газпрома" - о фактически поглощении "Нафтогаза" "Газпромом". Все остальное - совместные предприятия, консорциумы и прочее - направлено в конечном счете на то, чтобы украинская ГТС перешла под контроль "Газпрома". Вот и все.

Снижение цены на газ не производится по принципу "навсегда". Ее снижают временно, на период, когда происходит компенсация стоимости пакета акций, например, того же "Белтрансгаза". Такой же подход будет и в отношении Украины: оценят активы "Нафтогаза" и ГТС по явно заниженному варианту, и будет заложена определенная цена на газ на несколько лет (в случае Белоруссии - на два года). Если бы у нас было нормальное правительство, нормальная власть, работа велась бы через международный арбитраж. Но почему-то по этому пути не идут. Остальные варианты просто неприемлемы.

- Насколько рентабельным может быть участие Украины в строительстве Транскаспийского газопровода? И может ли это участие вообще состояться?

- Не может состояться. Во-первых, в этом нет необходимости для тех, кто будет реализовывать этот проект - Туркменистана и Азербайджана. А если там будет группа западных компаний, то никаких эксклюзивных услуг и продукции, без которых не мог бы обойтись этот проект, в Украине, к сожалению, не существует. Тем паче, что по части строительства морских газопроводов мы не сильно замечены, мягко говоря.

Вообще, Транскаспийский газопровод - это чуть меньше 200 км, с восточного берега Каспия на западный, в район Баку. Это достаточно скромный проект. Каспий в том месте не так глубок, как Черное море. Там обойдутся без нас. А то, что предлагалось Украиной, это, скорее, для красного словца: ну, вдруг кто-нибудь купит партию труб.

- Получается, Украине нечего противопоставить "Южному потоку"?

- Транскаспий не может быть ответом "Южному потоку" со стороны Украины. Это должен быть ответ, прежде всего, со стороны Европейского Союза и только потом - со стороны стран, заинтересованных в этом - Украины, Грузии, Азербайджана, Туркменистана.

- Из-за "Южного потока" Украина теряет большую часть транзита. Как она может реагировать на это?

- Россия может строить и "Северный", и "Южный", и любые другие потоки. Вопрос в том, что если в Европе не будут брать больше российского газа (а по определенным сценариям, брать его будут даже меньше), то для Украины российские инициативы не будут страшны.

Драмы не будет, потому что уровень транзита определяем не мы, что бы мы ни делали. Если даже завтра мы модернизируем ГТС, сделаем все чистым и прозрачным в соответствии со всеми требованиями, то это не означает, что мы увеличим объем транзита.

Если покупатель в Европе не захочет брать больше газа, то транзит тут особой роли не сыграет. Самое главное происходит на европейском рынке. Там нигде не строят масштабных новых газопроводов, как это делают россияне. А ведь можно было бы протянуть трубы из Северной Африки, с Северного моря, где открыты новые месторождения. Но этого не делают, потому что наступает эра сжиженного газа. В Европе строится ряд новых терминалов для сжиженного газа и расширяются имеющиеся.

"Южный поток" - это проект, который направлен не только на нивелирование нашей транзитной роли. Это проект, в основе которого лежит логика так называемых "откатопроводов". Россия строит следующие нитки "Северного потока", а в Европе спрашивают: "А зачем? Чем наполнять?". И в России не акцентируют внимание на том, что чтобы наполнить "Южный поток", надо от Ямала до Черного моря проложить газопровод, который пройдет по дну Черного моря и дальше по территории европейских стран, и который по масштабам больше, чем сам "Южный поток".

- Россияне вели речь о том, чтобы заполнять его туркменским газом...

- Обратите внимание: тематика Прикаспийского газопровода исчезла из риторики "Газпрома". То, что с помпой три-четыре года назад преподносилось как подача среднеазиатского газа через Россию в Европу - теперь об этом "Газпром" ничего не говорит. Птичка сдохла. И все потому, что "Газпрому" интересно получить откаты внутри России на строительстве своих мегапроектов.

Они сами себе создают проблемы. Так зачем мешать им строить "Южный поток"? Пусть делают. В свое время Советский Союз построил Байкало-Амурскую магистраль, которая потом оказалась невостребованной, ни единого дня не работала в сквозном режиме. Россия идет по этому пути. Вкладывает десятки миллиардов долларов в строительство трубопроводов, в которых будет меньше газа, чем труб. Плюс эксплуатационные затраты. Но кто-то на этом процессе заработает очень даже хорошо.