Михаил Фишман: неуютная клевета

Как будто включили обратную перемотку. С тех пор как Медведев подписал закон о декриминализации клеветы (129 статья УК) и оскорбления (130 статья УК), прошло полгода. Теперь законопроект о возврате клеветы в Уголовный кодекс внесен в Думу. Медведевская оттепель сегодня больше похожа на кусок ветчины или масла, который оставили на пару часов под солнцем и на жаре – гниет и тает примерно с такой же скоростью. 

Клевету и оскорбления убирали из УК, потому что вроде как несправедливо преследовать людей в уголовном порядке за то, что они говорят слова – пусть даже эти слова обидные. Логично: клевета может быть предметом гражданской тяжбы – вы меня оклеветали, я несу моральный ущерб, - но причем тут государство с его репрессивной машиной? 

Но нет.

Теперь возвращение клеветы в УК объясняют тем, что в КОАПП, видите ли, штрафы низкие. После закона о митингах звучит особенно трогательно, но дело, конечно, не в деньгах. Дело в том, что с декриминализацией клеветы государство – это огромное, бесконтрольное и не очень справедливое государство - почувствовало себя чуть более беззащитным. 

Неуютно. Тем более что под клеветой российские чиновники понимают что угодно – политические обвинения и лозунги, да просто любую критику. Отличная статья для, например, Навального. 

И дело не в деньгах и не в штрафах. Когда клевета вернется в пенаты родного для нее УК, между политическим оппонентом и уличным грабителем с правовой точки зрения снова не будет разницы.