Павел Ходорковский передал Аун Сан Су Чжи письмо своего отца

Во Франции с трехдневным визитом находится Аун Сан Су Чжи, лауреат Нобелевской премии мира, символ бирманской оппозиции, проведшая годы в тюрьме, а затем под домашним арестом. 27 июня Павел Ходорковский встретился с известной правозащитницей, чтобы передать ей рукописное письмо своего отца, Михаила Ходорковского, приговоренного к 13 годам колонии в России. Павел Ходорковский на связи с парижской студией RFI.

RFI: Мы все вчера следили за визитом лидера бирманской оппозиции Аун Сан Су Чжи, и сегодня узнали, что вы с ней встречались. И не просто встречались, а смогли передать ей письмо, которое было написано Михаилом Борисовичем, рукописное письмо. Правда ли это?

Павел Ходорковский: Да, это правда, мне удалось с ней встретиться буквально на пару минут в ходе мероприятия, которое закончилось около часа тому назад. Мне удалось передать ей письмо от моего отца с переводом и несколько книжек, которые он написал: книжку «Диалоги» и книжку, которую он написал в соавторстве с Натальей Геворкян, которая недавно вышла здесь, во Франции.

Обе книги на французском, так что я надеюсь, что, поскольку госпожа Сан Су Чжи говорит по-французски, она сможет их прочитать. Во время ее разговора в начале мероприятия с публикой она озвучила послание для моего отца, сказала, что очень важно не сдаваться и продолжать борьбу за свою свободу.

RFI: Это некорректный вопрос, но, может быть, вы могли бы нам дать понять, о чем пишет Михаил Борисович?

Павел Ходорковский: В двух словах – мой отец надеется установить диалог и попросить обменяться опытом с госпожой Сан Су Чжи, потому что, как я это понимаю, ее позитивный опыт по направлению политического развития страны с довольно жестким антидемократическим правительством на путь постепенной реформации, возможно, может быть использован для возвращения к демократическому способу развития общества и правительства в России.

Потому что те меры, которые госпожа Аун Сан Су Чжи использовала для противостояния своему правительству Бирмы ненасильственные – это мирный протест. И, несмотря на то, что прошло очень много времени, тем не менее, ей удалось заставить это правительство идти на осознанные постепенные реформы для ослабления ситуации и возврата к демократии.

RFI: Эту встречу с Нобелевским лауреатом премии мира было трудно запланировать? Те события, та ситуация, которая сейчас сложилась в России, о которой весь мир в курсе – не только в связи с Михаилом Ходорковским, но и вообще с оппозицией, с обысками, которые там происходят, с делами, которые возбуждаются практически каждый день – легко ли ей было все понять?

Павел Ходорковский: Во-первых, это была не личная встреча один на один, это было в рамках мероприятия, меня пригласил господин посол Франции по правам человека, Франсуа Зиммере на эту встречу, и госпожа Сан Су Чжи знала дело моего отца, поэтому я был очень приятно удивлен, что то, что происходит с моим папой и его борьба известна далеко за пределами России и Европы.

RFI: Это очень хороший знак. После дня рождения Михаила Ходорковского, который отметили не только в Москве, но и в Лондоне, и в Париже, как вы на эти события смотрите?

Павел Ходорковский: Я был очень приятно удивлен. Да, вчера был 49-ый день рождения моего отца, 9-ый день рождения, который ему пришлось встретить в тюрьме. Я знаю, что было несколько демонстраций по всему миру, я знаю, что несколько активистов даже приехало в Сегежу, чтобы участвовать в пикете в поддержку моего отца. Конечно, очень-очень сильно помогает ему держаться. Он, конечно, знает обо всем этом: передают адвокаты, семья рассказывает обо всем, о тех акциях поддержки, которые проходят. Это огромная моральная помощь и поддержка для него.