Сергей Алексашенко: слово и дело
Даешь приватизацию! – повторяет при каждом возможном случае Дмитрий Медведев. Даешь приватизацию, но с не везде! – говорит Владимир Путин. И…. Ничего не происходит. Вернее, происходит обратное – ползучая национализация, неуемное желание бюрократов разных уровней протянуть свои щупальца до все новых и новых отраслей и предприятий. И, конечно, никакого рационального объяснения этому нет, кроме того, что начальник уверен в том, что он – всегда прав.
Очередной шедевр бюрократической мысли – возобновление производства автомобилей в Москве, на базе ЗИЛа. Хорошо известно, что производство автомобилей – бизнес не сильно прибыльный, особенно, если речь идет об отверточной сборке (а именно об этом речь и идет в данном случае). Рентабельность составляет 2-3%, а, значит, такой компании нужно крайне внимательно относиться к своим издержкам, стараясь экономить на всем. Кроме того известно, что автосборочное производство – бизнес трудоемкий, но (опять-таки, мы говорим об отверточной сборке) требования к квалификации работников не очень высокие, т.е. и зарплата не супер-высокая. И как вы думаете, удастся ли сделать такое производство финансово устойчивым в Москве, где и зарплата в два раза выше, чем в среднем по России, да и очевидный дефицит рабочих рук наблюдается? Может, кто-то вспомнил рецепт советского прошлого – лимитчиков приглашать?
Хорошо понимаю московские власти, для которых ЗИЛ – как кость в горле. И места много занимает, и собственником является город. Но неужели они (люди, принимающие решения) действительно ментально застряли в 70-х годах прошлого века, когда такие проекты – машиностроительное производство в центре крупнейшего европейского города - имели право на существование? По большому счету, московским властям должно быть все равно, какой бизнес возникнет на территории ЗИЛа, его должно волновать, сколько рабочих мест там будет и какие налоги оно сможет с этого бизнеса собрать.
И в такой ситуации московским властям нужно было бы объявить конкурс на создание рабочих мест на территории ЗИЛа, отдав бесплатно пакет акций ЗИЛа победителю такого конкурса. А, возможно, даже и приплатив ему за это.
Хорошо понимаю, что предугадать победителя невозможно, но это точно не будет автосборочное производство. Ни один бизнесмен, вкладывающий свои деньги, на это не пойдет. Впрочем, я даже не уверен, что Москве нужно создавать новые рабочие места – уровень безработицы в городе менее 1%, что говорит о дефиците, а не об избытке, рабочей силы. Возможно, правильнее создать зону отдыха или парк развлечений (хотя это тоже рабочие места).
Взамен московские власти предлагают государству (а город Москва – это по российскому законодательству – часть государства) войти в бизнес по сборке автомобилей. Мне судьба такого проекта хорошо понятна: слово из шести букв, вторая – «и».
Фиаско, одним словом.
PS Нельзя не сказать и о втором акционере этого проекта – Сбербанке. Видимо, после того, как ему не дали купить Opel, его (Сбербанка) менеджмент возомнил себя гениями автомобильного производства и, потренировавшись «на кошках» решил взяться за дело по-серьезному. А ведь речь идет о банальном приукрашивании баланса – выдав безнадежный кредит черкесскому автомобильному заводу, нужно срочно делать его хорошим активом. Вспомните: стратегический инвестор – это неудавшийся спекулянт. Только не стоит забывать: в черкесский завод Сбербанк вложил 1 млрд.рублей, в ЗИЛ собирается вложить в шесть раз больше. Не за то отец сына бил, что проиграл, а за то, что отыгрывался!
Комментарии