Новый министр энергетики и последствия для Сибири

Премьер-министр Дмитрий Медведев, как и обещал, на 75% обновил кабинет министров страны. Важную для Сибири сферу - топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - теперь будет курировать вице-премьер Аркадий Дворкович, работавший помощником Медведева в бытность того президентом. Электроэнергетика отдана в ведение первого вице-премьера Игоря Шувалова, а министром энергетики назначен Александр Новак.

Именно последнее назначение стало одной из самых обсуждаемых тем среди журналистов и аналитиков. В отличие от своего предшественника Сергея Шматко (тот пришел в Минэнерго из «Атом­стройэкспорта»), Новак энергетикой никогда не занимался. На заре своей карьеры в Норильске (а начинал он аппаратчиком-гидрометаллургом первого разряда на Норильском горно-металлургическом комбинате) он пошел было по «производственной линии», но затем быстро переключился на финансы и на рубеже веков стал сначала заместителем главы Норильска по финансово-экономическим вопросам, а затем и его первым замом. В 2002 году новый губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, до этого руководивший Таймыром, позвал Новака в краевую администрацию на должность вице-губернатора по финансам. Спустя шесть лет именно Новак возглавил созданное в крае правительство, но премьером проработал недолго, в сентябре 2008 года переехав в Москву и став заместителем министра финансов РФ. Ведомством в то время, как известно, руководил Алексей Кудрин.

Почему финансист стал во главе Мин­энерго? «До создания министерства, за исключением генеральной схемы, никто стратегией отрасли не занимался. Но сегодня мы имеем генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2030 года, долгосрочную программу развития угольной промышленности до 2030 года, генеральную схему развития газовой отрасли до 2030 года, генеральную схему развития нефтяной отрасли до 2030 года. И, что очень интересно, утвержден план развития газа и нефтехимии России до 2030 года, который синхронизируется с генеральными программами газовой и нефтяной отраслей», - отмечает заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов. Очевидно, что резких движений в энергетике новое правительство предпринимать не намерено. Значит, во главе отраслевого ведомства и понадобился человек, который лучше разбирается в налогах и способах их изъятия, чем в трансформаторах, угольных забоях и нефтяных станках: главной задачей Новака на посту министра будет удержание максимально возможного дохода государства от добычи черного золота и торговли им на мировых рынках.

К тому же крупнейшие игроки отрасли теперь фактически выведены из-под подчинения правительству, за счет включения в список стратегических предприятий и акционерных обществ. Там оказался гидрохолдинг «РусГидро», Федеральная сетевая компания и «Холдинг МРСК» (которые, очевидно, вскоре сольются в одну компанию), «Системный оператор ЕЭС» (главный диспетчер объединенной энергосистемы страны), а также главный собиратель постреформенных активов в электроэнергетике - госхолдинг «Интер РАО» и, естественно, государственная «Роснефть».

А председателем правления и президентом «Роснефти» назначен бывший вице-премьер и куратор ТЭК Игорь Сечин.

Для Сибири все эти перестановки могут обернуться следующими последствиями (помимо того, что иметь в земляках министра энергетики России - хорошо уже само по себе). Первое - власть не станет останавливать процесс поглощения частных энергетических компаний государственными (на этом поле особо отличаются «Интер РАО» и «РусГидро»). Но конкретные формы этого процесса при новых начальниках над отраслью могут существенно отличаться от того, что было задумано ранее. Сечин, как известно, был сторонником огосударствления отрасли, но Дворкович и Шувалов на подобные вещи смотрят отрицательно. И это дает дополнительное поле для маневра частным инвесторам: и бывшему «Новосибирскэнерго» Михаила Абызова (который к тому же стал «министром без портфеля» в новом правительстве), и «ЕвроСибЭнерго» Олега Дерипаски (см. «Есть у реформы начало, нет у реформы конца» в «Эксперте» № 20 за 2012 год).

Второе последствие для Сибири - очевидно, резкое усиление позиций «Рос­нефти». Они и раньше, когда Игорь Сечин курировал ТЭК в качестве госчиновника, были немаленькими. Сейчас возрастут еще больше. Причем эксперты уверены, что, встав во главе компании, Сечин будет сочетать господход с коммерческими интересами. Логика событий подсказывает, что «Роснефть» может пополниться очередными активами (некоторые аналитики считают, что она поглотит даже «Сургутнефтегаз»), а также ускорит освоение как Ванкорского, так и Юрубчено-Тохомского блоков нефтяных месторождений, расположенных в Красноярском крае. Достаточно высока вероятность появления у «Роснефти» в Сибири нефтехимических производств и производств по выработке электроэнергии (что связано с переработкой побочного продукта добычи нефти - попутного нефтяного газа, ПНГ). До сего момента госкомпания, несмотря на публичные заявления и образцово-показательные проекты, оставалась в числе аутсайдеров по рациональному использованию ПНГ (на фоне конкурентов). Сечин же, очевидно, попытается превратить этого главного отечественного нефтедобытчика в компанию мирового уровня, которая эффективно использует все, что добывает - и нефть, и газ, и газовый конденсат, и ПНГ. Для Сибири такое перевоплощение точно не будет лишним, поскольку увеличит и налоговые доходы, и социальные отчисления «Роснефти» в развитие тех территорий, где она работает.