Симбиотическое лидирование (американо-китайские отношения)
На модерации
Отложенный
Новые подходы к оценке перспектив развития экономических отношений КНР и США: эффект глобального кризисаСимбиотическое лидирование
Симбиотический от греческого symbiosis - живущие вместе (этимология: syn - "вместе " bios "жизнь"). Идея этого подхода может быть выражена простой формулой: КНР США = правящий миром двуглавый дракон = G2. Доказательства формулы следующие.
Китай превратился в одну из великих держав, без которой уже невозможно представить себе мировую экономику и политику. И эта держава - одна из главных проблем США: государство с нерыночной экономикой и правящей коммунистической партией - это прямой вызов для штатов. Но США потому и являются крупнейшей экономической державой, что экономические интересы в стране имеют приоритет перед политическими устремлениями. Высокий уровень развития торгово-экономических отношений является одной из основ стабильности американо-китайских отношений в настоящее время.
Более того, взаимоотношения между США и Китаем, несмотря на обильную политическую риторику, в экономическом отношении считаются настолько прекрасными, что многие эксперты говорят об экономическом симбиозе этих двух стран. Так, взаимосвязанность и взаимозависимость США и Китая порождают версию под названием "двуглавый дракон". Основная идея данной версии заключается в том, что в 21 веке будут владычествовать в мире две сверхдержавы: США и КНР. Основными геополитическими факторами, определяющими мировое будущее, станут G2 - Китай и Америка, а не G20 ("Great 20" или как их еще называют"Group 20") – "Большая двадцатка" или "Группа 20"
Симбиоз двух экономик, в самых общих чертах, можно представить следующим образом. Американские корпорации уже много лет переносят свои производства в Китай, активно используя китайскую политику "открытых дверей". Выгоды корпораций очевидны – китайская рабочая сила стоит в десять, двадцать, а то и в пятьдесят раз дешевле, чем собственно американская, поэтому расходы на оплату труда в себестоимости продукции (которые по отдельным товарам могут доходить по 50%), резко падают. Падение себестоимости влечет рост прибыли, поэтому рентабельность корпораций, перенесших производство в Китай, зашкаливает за все разумные пределы. Причем финансовый мировой кризис послужил только толчком для того, чтобы этот процесс принял массовый характер.
При этом надо отметить дополнительный эффект, который получает уже вся американская экономика от этого трансферта – стабильность внутренних цен. Инфляция удерживается на низком уровне, несмотря на разного рода денежные накачки, которые производила и производит ФРС США. На американском рынке дорожает только то, что не производится в Китае – жилье и нефть. Остальное не дорожает, это и является основным позитивным эффектом симбиоза.
Таковы выгоды США, а что касается Китая, то здесь ситуация еще более очевидная. Перенос американских мощностей в Китай создал там новые рабочие места, которые в условиях гигантской численности работоспособного населения оказались очень кстати.
Миллионы людей получили работу и, что самое главное, значительный рост доходов. Кроме того, "высокие" доходы на предприятиях с участием иностранного капитала оказали мультиплицирующее воздействие и на всю остальную китайскую экономику, напрямую с иностранными рынками никак не связанную. Получая заработную плату на иностранных предприятиях, работающие на них китайцы тратят ее на приобретение товаров и услуг, производимых внутри страны, и, соответственно, создают "вторичный" спрос, за счет которого развивается внутренний производственный сектор.
Однако, невозможно осуществить такой массовый перенос промышленности из одной страны в другую без проблемных последствий. Одно из таких последствий – дисбалансы на глобальном уровне и уровне отношений между отдельными экономиками.
Истоки китайско-американского дисбаланса заключаются в том, что предприятия, находящиеся на территории КНР, экспортируют в Америку товаров больше, чем предприятия, расположенные на территории США, экспортируют в Китай. С другой стороны, Китай не является пока настолько богатой страной, чтобы предъявлять достойный спрос на то, что Америка может туда поставлять. Иными словами, американский экспорт недостаточно востребован в Китае, что делает дефицит в торговле между США и Китаем хроническим. Однако, как считают эксперты, впереди тот период, который будет создавать положительную перспективу для Америки. По мере того как Китай будет богатеть, ему будет более доступно то, что продает Америка. И тогда будет найден новый баланс. Изменится конфигурация, а в настоящий момент обе страны просто проходят мертвую, переходную зону.
Взаимная зависимость США и Китая настолько сильна, что любое неловкое движение одного из участников этого тандема может подорвать не только экономику партнера, но и мировую экономику в целом. Примечательны две детали. Первая - в Пекине главной движущей силой мировой финансовой стабилизации считают США, полагая, что в краткосрочном плане именно от Вашингтона, а не от коллективных действий других игроков, прежде всего, зависит нормализация глобальных финансовых рынков. Вторая - Китай и США, судя по всему, уже достигли определенных договоренностей о "разделении сфер глобального влияния" и постепенном переходе от моновалютной долларовой системы мировой экономики к поливалютной, с собственными "зонами влияния". "Зона влияния" КНР будет включать не только Юго-Восточную Азию, но и, вероятно, Латинскую Америку, которая, впрочем, в ближайшее время может послужить предметом определенного торга между Пекином и Вашингтоном.
Необходимо отметить, что в настоящее время подход "симбиотическое лидирование", воплощенный в концепции "двуглавого дракона" начинает находить все больше приверженцев.
Комментарии
Так что правильно верещали.
Россияне всегда рады честным инвесторам, встретят их традиционно - с хлебом и солью.
Но мечтают об этом до смерти, спать и жить без этого всего не могут...