Виктор Шендерович о целеполагании при ремонте дорог

Э.ГЕВОРКЯН: Власти Москвы намерены отказаться от ремонта в виде заплаток на дорогах, - об этом сообщил мэр Собянин. Между тем, вот сегодня так совпало, в интернете, может быть, уже какое-то давнее такое видео мне на глаза попалось, где рассказывается о том, что в Европе и на Аляске, в Финляндии дороги служат по 15 лет, у нас очень велика коррупционная составляющая, тут все нацелено на ремонт.

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Да, и сколько они стоят (эти дороги), тоже были таблички.

Э.ГЕВОРКЯН: Да, в 3 раза дороже наши дороги.

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Да, если бы в три. Там, по-моему, другой порядок... Ну, разумеется, потому что финны строят дороги для того, чтобы были дороги, а мы строим дороги, чтобы воровать. Это просто разные задачи. Каждая нация выполняет свою задачу. У нас дороги (то, что я наблюдаю) - это просто способ распила денег. То, что я наблюдаю просто буквально под своими окнами все время - там все время ищут клад, все время! Дорога ни одной секунды не хорошая. Много лет ее ремонтируют, вскрывают, перекрывают. Это ничего кроме распила денег, разумеется.

Э.ГЕВОРКЯН:... Градоначальник напомнил: раньше дорога эксплуатировалась в течение 8 лет, теперь же принято решение перейти на 3-летний цикл, то есть теперь ремонтировать треть дорог будут каждые 3 года....

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Ты мне сейчас предлагаешь оценивать эффективность коррупционной составляющей? Я не могу этого делать, я не знаю. Я только могу предположить, что дело не в регулярности, а в задаче. Повторяю, - вот есть такая вещь как задача, «целеполагание», как говорят умные люди.

Вот - целеполагание у нас другое. ... поскольку того самого пресловутого общественного контроля нет, то, стало быть, человек, попадающий на бюджет, говорит «ага!» - и начинает этот бюджет пилить. И у него, если он только не поделится, предвидятся неприятности. А если он делится по понятиям и «по чину берет», как говорил городничий, то у него все нормально. Поэтому это вопрос, я думаю, именно в задаче, в целеполагании. Это же не то, что мы хуже делаем, чем финны, потому что хуже получается, да? Позвали бы финнов тогда, и получалось бы так же, как у финнов. Задачи другие!

Э.ГЕВОРКЯН: Ну а как вы думаете? Вот, опять же, гражданская инициатива, да? Вот, к примеру, проект РосЯма. Если каждый из нас будет с линейками ходить, по ГОСТу измерять ямы, это изменит ситуацию?

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Эвелина, я повторяю: можно каждый прыщик отдельно замазывать зеленкой и вскрывать, да? А можно посмотреть на обмен веществ. Значит, можно отдельно, на каждую заплатку, - по гражданскому активисту! А можно попробовать поменять власть, которая ворует, настойчиво ворует, и настаивает на том, что она и будет воровать. Можно и попробовать поменять.

Э.ГЕВОРКЯН: Но можно сказать, что мы родились в России с иммунодефицитом в таком случае.

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Не-не-не, спокойно, спокойно. Вот это разговор в пользу бедных, как мне кажется. ... Завтра Норвегии не будет, но улучшения возможны. Надо менять власть! Менять. Рискну сказать, даже включая Собянина.