Виктор Шендерович о нелигитимной власти

Э.ГЕВОРКЯН: Для начала цифры опроса, который провел Левада-центр. Более 80% россиян не намерены участвовать в акциях протеста с политическими требованиями. Только 12% граждан готово к массовым выступлениям, а 68% опрошенных считают маловероятными протестные выступления в своем регионе. … живете ли вы с ощущением, что большинство сограждан ваши личные взгляды …не разделяют?

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Это разные вещи. Ну, во-первых, конечно, было бы мне странно считать, что большинство разделяет мои взгляды… Тем не менее: ощущение от прошедших выборов, ощущение от власти, от страны, в которой человек живет, и его готовность принять участие в акциях протеста – это совершенно разные... Они смыкаются, эти два вопроса, но это разные вещи. То, что называется напугали ежа… нелегитимной властью.... Россия половину своей истории прожила при нелегитимной власти! То татаро-монголы, то матрос Железняк уставший - караул там большевистский… то Сталин, то Путин. Ничего нового. Жили и жить будем при нелегитимной власти. Татары придут – будем при татарах, да? Китайцы придут – будем...

Я бы с другой стороны посмотрел. Сколько там, 12% готовы выйти, сказали, что готовы выйти?...

Ну, это на секундочку под 20 миллионов, да? У меня плохо с математикой, но тем не менее. Это, между прочим… если бы они все выполняли свое обещание, то никакого Путина, разумеется, не было бы. Выйдет меньше. Разумеется, выйдет меньше. И я думаю, что не будет… марша миллионов. Это две разные проблемы. Наша традиционная готовность «окуклиться», да? Я цитировал уже Герцена: «Государство расположилось как оккупационный режим»… В России. Вот, наша готовность (жить) под оккупационным режимом – повторяю, татаро-монголы, Сталин, Путин, не важно – повторяю, придут китайцы, будем жить при китайцах, да?

… Поэтому - давай разделять эти вещи. То, что волна некоторая схлынула, - к сожалению, потому что это был шанс на то, что рана, гной этот не затянется и не уйдет внутрь, в организм, а мы этот гной вычистим, и что-то… начнем дальше как-то заживлять эту рану. Гной ушел внутрь, ситуация окуклилась. Ясно, что он себе отчасти на голову (Путин) проломил эту ситуацию, да? Значит, ситуация загноилась и будет гнить дальше. Это таки плохо, даже для тех, кто этого не понимает.

Э.ГЕВОРКЯН: … Цель какая? Разбередить? Выйти и устроить массовые протесты, да?

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Вот смотри. Цель, - если есть гной, ... его надо вскрыть и гной вычистить, и потом продезинфицировать. Обязательно. Это неприятная бывает операция. Но если этого не делать, подохнуть можно…. Значит, речь идет именно об эволюционном пути, который Россия на сегодняшний момент, к сожалению для себя, не применила. Вот - Франция применяет на наших глазах эволюционный путь. Америка в ноябре применит эволюционный путь. Выборы новые, честные выборы, смена, изменение курса, так или иначе, да? Со сменой администрации, без смены администрации. Но чаще - со сменой. Это эволюционный путь. Мы пошли путем стагнации. Чем путь стагнации заканчивается, известно по истории. Когда и как – вот это неизвестно, подробности неизвестны. Но то, что это заканчивается плохо, - да, известно!

Значит, давай не путать эти две вещи. Первое - степень радости населения от произошедшего. 58% по оценке «Левады» считают, что выборы были нелегитимны. Значит, ощущение нелегитимности власти присутствует, да? Повторяю: что татаро-монголы, что Ленин, да? Но есть традиция.

Э.ГЕВОРКЯН: Да. Но 80% не готовы участвовать в акциях.

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Так и при татаро-монголах 80% не были готовы участвовать в акциях! Я тебя уверяю. Кочумали. Кочумали! Русская традиция кочумать велика есть и будет, да? Другое дело, что вот так и при советской власти кочумали. Только потом докочумались, что еда кончилась. Вот и все. Тогда уже больно падать, очень сильно. Вот, когда кончается еда, - тогда, действительно… плохо. Причем, заметь, что плохо становится тем, кто как раз «единодушно одобрял и поддерживал», кто ходил, махая шариками. Правда, тогда это было бесплатно (просто выгоняли, да?), сейчас – за 1000 рублей, за 500 рублей. Кто.. ходили, махали шариками мимо Мавзолея, - вот им потом стало очень плохо. Очень. Ну, с головой плоховато, голова не сильное место, поэтому явления не связываем… Значит, вот эти вот шарики за 500 рублей, вот эта …«единодушная поддержка» – она заканчивается потом стагнацией и тем, что таки приходится на ходу менять колеса. А это получается плохо.

Э.ГЕВОРКЯН: … стало совсем недавно известно, что мэрия Москвы разрешила организаторам марша миллионов митинг на Болотной площади 6 мая, потому что еще до 3-х часов дня не было известно об этом разрешении. Как вы, кстати? … Собирались ли там участвовать?

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Ну, я в любом случае, конечно бы, вышел. Конечно, лучше, что разрешили. … Это свидетельствует о некотором здравом смысле, все-таки, который там квартирует. Потому что все лучше без мордобоя. Выход на улицы, мирный выход людей на улицы – это градусник.

Этим градусником нужно пользоваться, - это очень сильная социология, да? Не в морозильник класть этот градусник, чтобы была пониже температура, а смотреть, какая температура в реальности.

Э.ГЕВОРКЯН: Но а... То есть вы уже сами сказали, что, конечно же, 6 мая выйдет...

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Не, в любом случае пойду, конечно.

Э.ГЕВОРКЯН: Ну, вы пойдете, но будет людей намного меньше, чем это было осенью, да?

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Думаю, что да. Думаю, что да.

Э.ГЕВОРКЯН: Можно говорить о том, что все эти настроения, в конце концов, как-то слились?

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Вот смотри, - давай различать. Это очень важный момент. Ломоносова-Лавуазье помнишь закон? Ничего никуда не девается особенно. Энергия - куда-то денется. Просто энергия протеста, энергия недовольства граждан страны (тем, как администрация управляет этой страной) - она может выливаться в перемены, в выборы, как вот сейчас во Франции. Вот, был Саркози президентом – скорее всего, не будет. А даже если и будет, то уже явно с потерянной... Подожди. Это одна история, вот, если энергия выходит в перемены. Если не получилось с переменой, если закупорены все дыры, если, несмотря на это все, они все проломили, узурпировали власть по-новой и еще демонстративно наградили Чурова этим орденком и зафиксировали, как бы, ситуацию - и не дали вскрыть гнойник, и даже настояли на том, что это не гнойник, а наше украшение, да? Ну, отлично. Но только процесс никуда не девается. Значит, энергия протеста куда может уйти? Она может уйти в «окукливание», в кухонную эмиграцию, просто в эмиграцию. И - в деструктивный выход, да? Потому что если, повторяю, не меняется... Ведь, два способа всего перемен: либо власть сменяют, либо ее свергают, ничего третьего не придумано.

Э.ГЕВОРКЯН: Ну а если сама власть будет учитывать пожелания?

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Власть не может учитывать пожелания. Власть учитывает пожелания - как во Франции: тем, что уходит. Вот этим власть в демократической стране учитывает пожелания. Было высказано очевидное пожелание, чтобы эта партия ушла к чертовой матери. Эта партия проиграла выборы; эта партия сделала вид, что она этого не увидела, да? Эта партия и этот кандидат сделали вид, что он победил, да? Вот и все. Значит, не будем валять ваньку и придумывать какого-то властителя, который будет сам меняться. Властитель, извини, на втором десятилетии своей абсолютной власти сам не меняется. Есть опыт. Мы же не первые живем, да? До нас были - бог знает кто. И мы видим, что все только деградирует. Что тебе Лукашенко, что тебе Каддафи. Все только деградирует. Что Чаушеску, что Ким Чен Ир. Не важно. Оно на любых широтах, в любых идеологиях только деградирует. Поэтому разговор о каком-то Путин-2 – это оставь этим самым, даже не политтехнологам, а тем, кто мозги прочищает, да? Оставь это Кате Андреевой и Сергею Брилеву. Не будет никакого Путин-2. Есть Путин-1, вот, один и есть, да? Вот тот самый. Тот самый «мочить в сортире» и «отрезать, чтобы не выросло». Сейчас он придет к власти и будет тихонечко сводить счеты и реализовывать свои комплексы на нас. Вот и все. Вот посмотришь.…

Дай одну вещь важную скажу. Ведь, тут дело даже не в каких-то особенностях характера, хотя они – довольно важные подробности. Дело в том, что любой из демократических механизмов, если он будет запущен не симулятивным путем, а реальным, в довольно короткий срок отбирает власть у Путина!

Свобода прессы, через какое-то время - если будет реальная свобода прессы на федеральных телеканалах, то через какое-то время федеральные телеканалы затопят таким количеством информации про Путина и его корпорацию, что он не будет президентом.

Если будут работать суды, он не будет президентом (если они будут работать по закону).

Если будет работать инструмент выборов, он не будет президентом.

Это означает, что эти инструменты, при нем - им! запущены не будут. Будет определенное количество симуляций. Да, это будет, безусловно…

Э.ГЕВОРКЯН: ...Валентина из Уфы вам прислала цитату из вчерашнего высказывания Владимира Путина «Нынешнее правительство, - сказал он вчера, - правительство России в своей работе полностью учитывало интересы граждан, и этот курс должен сохраниться».

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Это он с кем этот аутотренинг проводит, Владимир Владимирович? С гражданкой из Уфы? С самим собой? Это он сейчас, как в том анекдоте - «папа, ты с кем сейчас так долго разговаривал?» Это он - с кем? Это он мне объясняет, что в моих интересах?

Э.ГЕВОРКЯН: Ну, и вам в том числе, я думаю, всем нам.

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Мне не надо объяснять – для этого есть выборы. Выборы, на которые человек выходит с конкурентной борьбы...

Э.ГЕВОРКЯН: И выиграл.

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, он не выиграл.

Э.ГЕВОРКЯН: Пришел и выиграл.

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет. Он пришел и изнасиловал. Эвелина, не будем путать. Эти процессы очень похожие, но содержание разное. Он пришел и изнасиловал. Любви уже нет.

Из Особого мнения на Эхе Москвы 03.05.2012 г.