Не сыпь мне соль на обувь
На модерации
Отложенный
Россияне ненавидят соль или другие антигололедные реагенты, которыми после снегопадов покрываются улицы городов. Однако отдельным видам бизнеса эта коммунальная традиция "на руку".
В первую очередь на соли и других антигололедных реагентах зарабатывают поставщики этого товара. Цены - от 1,5 тысяч рублей за тонну смеси песка и соли до более 10 тысяч за "продвинутые" образцы.
Кроме того, очевидно, что "убитая" солью обувь выгодна тем, кто производит и продает зимние сапоги. В России ежегодно продается 450-600 млн пар обуви на общую сумму $16,5-23 млрд. Очевидно, что немалая доля продаж происходит именно из-за необходимости граждан менять сапоги и туфли после разрушительного воздействия реагентов. Однако, как сообщил "Росбалту" директор по маркетингу компании ECCO Алексей Волков, в его компании связывают январьско-февральский рост продаж не столько с «соляными проблемами», сколько с приходящимися на данный период развернутыми скидочными программами.
Также, по мнению экспертов, соль - далеко не самый страшный враг для российской обуви. "Общее состояние российских дорог убивает обувь гораздо больше, чем, собственно, соль", - отмечает начальник отдела рекламы и PR компании Ralf Ringer Александр Греб. Например, в 2009 году компания получила 316 претензий (при объеме продаж около 1 млн пар). И только в одной из претензий заявлялось, что обувь испортилась под воздействием соли, 17 претензий касались качества кожи. Проще говоря, в получении баснословных прибылей обувщики не признаются.
Еще одна профессиональная группа, зарабатывающая на последствиях посыпания городов солью, - ветеринары. По словам главного ветврача московской ветеринарной клиники "Беланта", хозяева приводят к докторам своих питомцев не только с химическими ожогами лап, но и с отравлениями, вызванными поеданием загрязненного реагентами снега. Однако в профессию ветеринара идут люди, настроенные к домашним животным сочувственно. А значит, нелепо подозревать, что они радуются звериным мукам.
Зато авторемонтники, хотя и относятся к машинам уважительно, не прочь и подзаработать в зимнее время. Автовладельцам прекрасно известно, что автомобильный кузов не может долго противостоять агрессивным веществам. В первую очередь "гниют" пороги и арки, изнашиваются шины... Например, в США в конце прошлого века совокупный ущерб от воздействия соли на кузова автомобилей оценивался в $2-4,5 млрд ежегодно. В России расход реагентов больше, чем в США, раз в десять. В общем, в российских масштабах в борьбе с соленым снегом гибнут миллиарды и миллиарды долларов автомобилистов. И достаются эти капиталы авторемонтникам и поставщикам запчастей.
Но и это копейки по сравнению с прибылями ремонтных организаций. То же американское исследование показало, что воздействие реагентных хлоридов на цементобетон и металл сокращает средний срок службы железобетонных мостов с 20 до 5 лет. В России же зафиксированы случаи настоящих "соляных" техногенных аварий. Например, в Москве в 1997 году на многих маршрутах прекращалось движение троллейбусов - выходили из строя изоляторы на контактных сетях электропроводки. А в Петербурге зимой 2008-2009 года произошла авария на Южной ТЭЦ. Реагенты, как прекрасные электролиты, постепенно оседали на металлические детали изоляторов ТЭЦ и в конце концов вывели их из строя.
"Мелких" проблем, связанных с необходимостью побороть гололед, тоже не счесть: песок и мраморная крошка забивают канализационные стоки, от реагентов страдают и так не слишком надежные российские дороги. Плюс к этому, гибнут городские зеленые насаждения. И восстановление всего этого добра также требует колоссальных денежных затрат - к радости ремонтных организаций.
Впрочем, проблема безопасности антигололедных реагентов актуальна не только для России.
Великобритания, Италия, Франция, Швейцария, Германия и США постоянно меняют реагенты в поисках оптимального варианта. Преимущественно это вариации абразивных материалов с хлоридами натрия (обычная соль, произведенная промышленным способом), кальция или магния.
При этом абсолютно безопасный реагент невозможен в принципе, поскольку его задачей как раз и является активно влиять на окружающую среду. Впрочем, как поясняют специалисты, несмотря на все минусы антигололедных реагентов, альтернативного способа борьбы со снегом и гололедом пока не существует. Без реагентов число человеческих травм выросло бы стократно.
Кстати, специалисты уверяют, что вредность реагентов можно снизить, если четко соблюдать правила применения. "Все антигололедные реагенты, согласно инструкции, должны рассыпаться в местах потенциального скопления ледяного покрова в соответствующих пропорциях и консистенциях, процентное соотношение растворов которых должно строго дозироваться в соответствии с руководством использования того или иного противоледного реагента", - поясняет в одной из публикаций кандидат химических наук Олег Мосин.
Однако в России при нынешних принципах кадрового подбора менеджеров по уборке улиц четкое следование инструкциям вряд ли исполнимо на практике. Эта проблема усугубляется вечной нехваткой денег у коммунальщиков. То есть из всех возможных вариантов предпочтение отдается самому дешевому.
Впрочем, в Москве уже используются более современные методы очистки улиц от льда. В частности, в столице работают снегоплавильные пункты и применяются реагенты последнего поколения («Антиснег»-1, «Нордикс-П», НКММ, содержащие в своем составе ацетаты аммония, соли и эфиры уксусной кислоты и мочевину).
В остальных регионах страны дороги продолжают покрываться привычной песко-соляной смесью. Варьируются лишь пропорции: с 92% песка и 8% технической соли до 85% песка и 15% соли. Даже в Петербурге "модернизировать" антигололедную борьбу обещают только со следующего зимнего сезона. «Мы ставим крест на песко-соляных смесях, - заявил глава городского Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Борис Мурашов. - Со следующего года такая технология больше применяться не будет». В 2011 году планируется практиковать превентивную обработку городских магистралей соляным раствором. Обещается, что содержание соли в нем будет намного ниже, чем в смесях, которые используют сейчас.
Но, наверное, главный убыток от реагентов, - это потери в здоровье. Во-первых, реагенты неэкологичны. Когда на московских дорогах за зиму рассыпали до 50 тыс. тонн соли, гибло по 250 тыс. деревьев ежегодно. А ряд экологов заявляет, что там, где применяют соль, кустарники и другие саженцы не выживают больше года.
Кроме того, некоторое время назад в лаборатории содержания автомобильных дорог РосдорНИИ было исследовано более 15 веществ, входящих в состав реагентов, и оказалось, что практически все они могут оказывать негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека, вызывая прежде всего аллергические реакции.
P.S.: 12 января муниципальные власти английского города Виндзор, где расположена загородная резиденция королевской семьи, из-за дефицита песка и соли засыпали заснеженные и обледеневшие улицы города навозом. Один из очевидцев заявил, что запах, витающий сейчас в городе, «отнюдь не из приятных».
В средневековье во многих городах Европы отсутствовала канализация, и все помои и нечистоты выливались прямо на улицу. Наверное, никаких проблем с гололедом в то время не было.
Комментарии
А запаха зимой нет.