Политика - святое дело?

По мнению православного священника, РПЦ должна участвовать в политической жизни России.

Церковь в России отделена от государства. Тем не менее, в последнее время постоянно идут «звоночки» о том, что её пытаются использовать в своих политических играх разные силы. Можно вспомнить недавнее письмо диссиденствующего олигарха Березовского, в котором тот призывал патриарха Кирилла склонить Владимира Путина к отставке. Практически одновременно в СМИ начала активно обсуждаться идея создания влиятельной православной партии.

Как показывают социологические опросы, к православным себя относят около половины россиян. Мнение патриарха пользуется авторитетом у верующих и не только. Можно вспомнить его высказывание, которое некоторые журналисты расценили, как призыв к власти начать диалог с несистемной оппозицией. «Задача заключается в том, чтобы протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса» - сказал патриарх в интервью телепрограмме «Вести недели». Значит ли это, что РПЦ может стать самостоятельной силой в политической жизни России? И что думают об этом в самой церкви?

Андрей Кураев, протодиакон РПЦ, профессор Московской духовной академии

«СП»: - Православная церковь, на ваш взгляд, должна как-то участвовать в политике?

- Церковь в целостности своей – нет, а люди Церкви и массы церковного народа вполне могут.

«СП»: - Один из догматов Церкви: всякая власть от Бога. Как в этой связи вы, верующий человек, восприняли обращение Березовского к патриарху Кириллу?

- Письмо Березовского обращено не к Церкви, а к конкретному человеку, священнику. С тем же успехом можно обращаться к священнику с призывом: «Поучаствуйте в чемпионате по футболу». Христианин, конечно, может быть любителем футбола, но требовать, чтобы верующий человек и тем более патриарх давали оценку деятельности того или иного судьи или футболиста… Не ради этого существует Православная церковь.

«СП»: - Как вы относитесь к идее создания православной партии?

- Как повод для размышления, это может быть продуктивным. А если будет лозунг: даёшь православную партию, да ещё под эгидой то ли администрации президента, то ли патриархии, это будет нечто мертворожденное.

«СП»: - Не подтолкнёт ли создание православной партии представителей других конфессий, таких, как ислам, например, на подобные шаги?

- Вполне может быть. Поэтому мы и говорим, что здесь надо 10 раз подумать, прежде чем что-то делать.

«СП»: - Православные россияне сегодня – это активная часть общества, на ваш взгляд? Должны ли они больше вовлекаться в политическую жизнь страны?

- Вопрос по какому критерию мы будем измерять православность людей, их духовность. В каком-то измерении у нас правящий тандем – православные люди. В целом воцерковлённые люди достаточно пассивны в политическом отношении и понятно почему. Они считают, что важнее спасение души, чем повседневная суета, в том числе окрашенная в политическую окраску. Как говорила Цветаева, у меня есть право не быть собственным современником.

В то же время нельзя сказать, что Церковь ставит жёстким условием: если уж ты хочешь войти в церковное сообщество, забудь всякие политические интересы. Такого условия не ставится.

Православный миссионер, игумен, настоятель Храма преподобного Сергия Радонежского в Бибирево Сергий Рыбко

- Мы все граждане своего государства. У православных всегда есть свои интересы. Например, если кто-то из кандидатов в президенты будет заявлять себя атеистом и антиклерикалом, Церковь, как минимум, должна проинформировать об этом верующих.

«СП»: - Березовский в своём письме призывает патриарха Кирилла повлиять на Путина, чтобы тот ушёл. На ваш взгляд, Церковь, в принципе, может влиять таким образом на власть?

- Березовский известный провокатор. Личность, много и грязно наследившая. Ничего хорошего для страны он не сделал. Его письмо к патриарху – очередная провокация. Патриарх не вправе делать такие призывы. Никогда за две тысячи лет христианства ни в одной стране глава церкви не обращался к руководителю государства, чтобы тот ушёл. Существуют рамки, в пределах которых Церковь может вмешиваться в политику.

Тем не менее Церкви влиять на власть не возбраняется. Большинство людей под Церковью понимают патриарха и остальных священников. Однако Церковь – это и миллионы верующих мирян. И если священнику запрещено заниматься политикой напрямую, баллотироваться, например, в президенты, то мирянин не только может, но и в каких-то случаях должен участвовать в политической жизни страны. У нас есть канонизированные политики. Александр Невский, Дмитрий Донской, император Константин Великий. Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Православный человек должен быть патриотом. Для него Родина – те люди, которые живут в его стране и он, исполняя заповедь любви к ближнему, должен желать соотечественникам всякого блага и делать всё, что от него зависит. Политическая борьба – естественная принадлежность земной жизни. Все мы, верующие, хотим блага своему государству. Всё, что во благо государству, то и во благо Церкви.

«СП»: - Могут ли православные сегодня организоваться так же, как те, кто выходил на протестные митинги в Москве?

- У нас на улице не принято митинговать. Это не в духе Русской православной церкви. В Греции – да, там митингуют. И мне лично неприятно видеть, когда греческие священники устраивают акции протеста потому, что государство понизило им зарплаты (там клирики считаются госслужащими). Их отечество – в опасности. Раньше люди своё последнее отдавали. Вспомните Минина и Пожарского. А тут – меркантильные интересы ставятся служителями церкви выше интересов общества, в котором они живут. Это очень плохой пример для паствы.

Православные люди в России достаточно активная часть общества. Но прежде чем что-то потребовать и где-то выступить, надо придти к соглашению – чего. Один из принципов Православной церкви – соборность. По сути, это форма церковной демократии. И самой глубокой демократии. Человек может высказаться на любом уровне, вплоть до Собора Русской православной церкви.