Над Россией веет мусорный ветер

На модерации Отложенный

Я много лет совершаю утренние пробежки по берегу Москвы-реки, там, где раньше, в 50-х годах прошлого века, был благоустроенный дипломатический пляж. По воскресеньям иностранцы устраивали пикники, всегда убирая за собой мусор. После перестройки «диппляж» упразднили, в Россию «хлынул» фастфуд с его одноразовой упаковкой и посудой, и с этого момента прекрасное место отдыха перестало быть таковым. Теперь здесь - горы мусора. И я не понимаю, как люди, приезжающие сюда по выходным, могут отдыхать среди этого мусора и после себя оставлять еще больше. Наверняка, когда весь этот неухоженный пляж будет завален гнилью и бутылками окончательно, туристы переместятся в другое место, где «займутся» тем же... Правда, остался там один овраг - туда не может проехать машина - вот там пока не нагадили. Слава богу, думаю я, сюда еще не ступала нога человека. Русского человека.

Обидно и оскорбительно. Ну почему в России так грязно? Считаю, что это не отсутствие культуры, как думали большевики, это определенная культура. Привычки и свойства русского характера, которые формировались тысячелетиями. Более того, многие из них пришли к нам из Византии. Об этом еще писал историк Василий Ключевский: «Вместе с великими благами, какие принесло нам византийское влияние, мы вынесли из него и один большой недостаток. Источником этого недостатка было одно - излишество самого влияния». Византийская культура возникла из греческой, оттуда же мы унаследовали пассионарность - понятие, которое ввел Лев Гумилев. Разница между нами и Западом восходит к конфликту между греческим Дионисом и латинским Аполлоном. Эти божества всегда были антагонистами.

Дионис - бог виноделия и веселья - символизирует раскрепощение инстинктов, эмоциональный экстаз. Греция строилась на дионисийской культуре, где главным было чувственное восприятие мира и хаос, так как чувст­ва всегда хаотичны. Это отсутствие стремления к порядку было унаследовано Византией, а впоследствии и нами.

Аполлон же символизирует философию системного порядка. Аполлонизм - это желание привести мир к гармонии, поэтому латинская культура так отличается от греческой. На «развалинах» греческой культуры римляне построили латинскую философию, там же появилось знаменитое римское право.

Здесь можно найти причины раскола христианства на восточную и западную ветви. Католицизм хотел размышления и порядка. Но основанное на греческих, дионисийских, корнях православие не стремилось размышлять, а хотело «чувст­вовать» и «верить» (В. Ключевский). Мы все воспринимаем эмоционально, для нас разрушение важнее созидания. Сколько раз мы превращали наше достояние в «развалины», не задумываясь о том, что можно построить взамен.

Итак, основная причина того, что в России «властвуют» мусор и грязь, - это тысячелетние традиции, заложенные в русской культуре и мировоззрении.

Вторая причина заложена в особенностях русского крестьянского сознания - это неспособность идентификации себя с интересами других. Помните, «моя хата с краю, ничего не знаю». Я рискую повторяться, но вам, дорогие читатели, придется терпеть: отсутствие буржуазии в России - одна из самых главных причин своеобразия нашей истории.

Я уже писал как-то о том, что в Европе города возникли раньше, чем в России. Большая скученность городского населения требовала создания санитарных условий, поскольку была велика опасность эпи­демий. В любом средневековом го­роде уже существовала система водостоков. И в современном Лондоне вы луж не найдете, а дожди идут постоянно, - там водостоки функционируют, а в Москве после сильного ливня просто стихийное бедствие - наводнение!



В российских городах никогда не было большой тесноты, да и морозная погода способствовала замерзанию нечистот. Но весной все начинало таять, и расстояние до Москвы путешественники определяли... по запаху. «Во, завоняло! - сообщали извозчики. - Значит, уже близко». Один из петербургских генералов Екатерины I, заглянувший в Москву в феврале, сообщал: «Только два дня, как началась оттепель, но от здешней известной вам чистоты такой столь бальзамовый воздух и такая мгла, что из избы выйти нельзя».

Уверен, причина терпимости к грязи связана с отсутствием индивидуальной ответственности в этическом кодексе русского человека. В конце XIX века Чехов написал об этом в «Острове Сахалин»: «... несколько слов об отхожем месте. Как известно, это удобство у громадного большинства русских людей находится в полном презрении. В деревнях отхожих мест совсем нет. В монастырях, на ярмарках, в постоялых дворах, где еще не установлен санитарный надзор, они отвратительны в высшей степени... Если грязь и вонь, то виноваты все, а значит никто».

И тем не менее в деревнях можно встретить чистые избы и туалеты, но это значит, что хозяйка там аккуратная, и если кто-то нагадит, то получит по заслугам. Получается, русская ментальность в этом случае не анонимна - может быть чисто лишь тогда, когда человек боится наказания. В западной же, особенно протестантской культуре, этика строится на анонимной ответственности. Это относится не только к соблюдению чистоты, но к тщательности в работе и уважению законов.

Бессмысленно при­­зывать людей к чистоте и порядку. Мож­но даже, отчаявшись, написать, как император Павел I - «На мосту ВООБЩЕ запрещается!» Это ничего не изменит - слишком глубоки тысячелетние традиции. На ум приходит политика Ли Кван Ю - премьер-министр Сингапура, столица которого на глазах превратилась из загаженного провинциального городка в один из самых чистых городов мира. Посоветовавшись с народом, он ввел уголовное наказание даже за плевок мимо урны. В каждом лифте за немалые деньги были поставлены датчики влажности, чтобы каждый правонарушитель, расстегнувший штаны, был немедленно изобличен. Если человека трижды поймали за то, что он бросает мусор на улице, он обязан мыть улицу по воскресеньям, надев на себя табличку «Я намусорил». Ли Кван Ю одобрил телесные наказания. И наказание палками в Сингапуре существует до сих пор. Парадокс в том, что сингапурцы благодарны своему правителю!

Безусловно, мы не одни такие. В странах третьего мира люди не привыкли сортировать и упаковывать мусор, они просто выбрасывают его на улицу. Индия, Латинская Америка погибают под миллиардами тонн упаковки из биологически неразлагающегося материала, который будет лежать на земле сотни лет.

Но оттого, что мы не одни такие, легче не становится. Индия, например, не стремится быть европейской, а мы пыжимся изо всех сил. Значит, необходимо строго наказывать - за вандализм, за грязь на лестничной площадке и в вагоне метро, за антисанитарию в квартирах. И, как считают сингапурцы, самым главным в наказании должна быть его неотвратимость.

Жалко, что наше правительство не осмелится заимствовать опыт Син­гапура - уж больно мы боимся упреков со стороны Запада, уж больно мы хотим выглядеть европейцами. Поэтому мусорный ветер свистит не только над страной, он свистит в голове русского человека. И если мы изо всех сил хотим стать европейцами, то надо принимать драконовы меры, а не «сопли жевать», как сказал известный вам человек.