Нужна ли стране национальная идея?
Вот уже долгое время Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования работает над темой национальной идеи России. Проводятся исследования, обсуждения, конференции, издаются монографии. И на каждом этапе работы нам задают один и тот же провокационный вопрос: а нужна ли стране идея? Стоит ли в очередной раз изобретать велосипед или следует сосредоточиться на конкретных проблемах государственного управления? Эксперты Центра для себя давно нашли ответ.
Словосочетание «национальная идея» столь же знакомо и постоянно на слуху — особенно начиная с 1990-х гг., — сколь на самом деле неясно, неопределенно и неоднозначно. Спросите себя самого: «Что такое национальная идея?». И вы испытаете короткое мгновение абсолютной убежденности, что это совершенно ясно, что это настолько очевидно, естественно, привычно и само собой разумеется, как дышать, как видеть свет. А спустя мгновение наступит оторопь. Действительно, что это такое? Почему это так волнует, почему ее, эту национальную идею, все ищут и никак не найдут? Ельцин в свое время даже эдикт издал: «Разработать за два месяца мне национальную идею России!». Президиум РАН попытался открыть соответствующую НИР. Ничего тогда не получилось. Теперь-то ясно почему, учитывая, что ельцинский период в историческом смысле был временем уничтожения животворящей национальной идеи России.
Зачем она нужна — национальная идея? Что она означает? Почему — идея? Почему — национальная? Нельзя ли без нее обойтись? А они, эти национальные идеи, у разных стран (или государств, или наций, или народов) — разные? Или она единая для всего человечества? И все же, главное — что это такое и зачем нужно. К любому глубокому понятию может быть много разных подходов. Подход зависит от контекста, от задачи, которая стоит перед вопрошающим. Может быть, просто любопытно; может быть, нужно для ответа на предстоящем экзамене по обществоведению; может быть, нужно для яркой речи публичного лидера — да мало ли зачем нужно.
В исследованиях Центра, посвящённых проблеме, задача заключается в том, чтобы понять, ЧТО это такое, ПОЧЕМУ это жизненно важно, для ЧЬЕЙ ЖИЗНИ это важно, КАКОВА ОНА конкретно для России, КАК ПРИВНЕСТИ национальную идею в жизнь страны, очевидно и уже долго болеющей и, не исключено, что болеющей неизлечимо. И это особый вопрос — есть ли у больного шанс? Какова нагрузка в этом деле на государственное управление? ЧТО ДЕЛАТЬ, чтобы национальная идея стала жизнью страны и частью жизни ее граждан? Во всех ли государствах имеется национальная идея? Да, в определённом виде, во всех состоявшихся государствах она существует, и по структуре, функциям и назначению они — национальные идеи — схожи. Специфика же связана с идентичностью страны.
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования давно убедился, что масштабные и жизненно важные стороны жизни человека, общества, государства требуют многодисциплинарного подхода — историков, социологов, философов, политологов, психологов, медиков, математиков, физиков-теоретиков, управленцев, педагогов. Глубинные вопросы жизни и смерти страны, являющиеся реальными вызовами нашей жизни (гибель СССР), не терпят поверхностности, только красивого интеллектуального разговора. Когда-то И. Бунин описал, как русские люди, русская интеллигенция, похохатывая, наблюдали сползание России в «это гробное корыто». В наши дни Россия вновь «сползает». И заметны многие сильные «интересанты», которые способствуют и организуют это сползание. Но еще больше тех, кто вновь похохатывает или не понимает, или самоустраняется от понимания, что «гробное корыто» вновь может для России стать реальностью. Вызов состоит в том, что многие, осознав происходящее, могли бы встать на пути этого сползания, воспрепятствовать ему.
На нашем сайте мы уже много раз демонстрировали, как выглядит в истории жизнеспособность страны в количественном отображении.
Каждому очевидна обоснованность количественной меры жизнеспособности страны, поскольку в двух «нулевых» точках (1917 г. и 1991 г.) государственность страны исчезала. Если апеллировать к базовой странообразующей триаде (территория, народонаселение и единое государственное управление), то очевидно, что разрывалась территория, население испытывало тяжелейшие удары и приносило кровавые жертвы, и главное, что в ноль обращалось государственное управление. Страна распадалась, ее текущая идентичность исчезала. Затем она как бы реинкарнировалась, возрождалась, что-то преемствуя, что-то изменяя.
Обратимся к текущему времени. Разве не очевидно, что на сегодня жизнеспособность России устремлена в своем развитии вниз — практически во всех своих компонентах? Разве не ощущается интуитивно, что страна гибнет? Что ее население вымирает и замещается иноцивилизационным контингентом? Что ее культура, наука, образование превращаются в суррогаты? Что ее государственное управление и политический процесс становятся все более абсурдными, лживыми, коррумпированными, непрофессиональными и беспомощными? Что в мире не осталось настоящих геополитических союзников? Современным вызовом является вопрос: сумеет ли Россия изменить ход падающей кривой, изображенной на рис. 1? От чего этот поворот зависит и что для него нужно сделать обществу и государству? Очевидность «нулевых» точек позволяет спросить: а в иные моменты истории жизнеспособность страны значит была ненулевой? А какой? А от чего она зависит и как складывается? Можно ли строго определить как положительные для жизнеспособности страны факторы, так и негативные, и повлиять на них? А можно ли в итоге влиять на жизнеспособность страны так, чтобы не допустить гибели государства и обеспечить его процветание? Это выполнимая задача, хотя и крайне непростая. С одной стороны — только что сформулированный технократический подход и метод, а с другой стороны — совершенно ясно, что если нет огня в душе человека и всего общества, если нет идейно-духовной энергетики, то любые самые точные научные и управленческие рекомендации реализованы не будут. Всем управляет человек, а он — существо эмоциональное и одухотворенное. Национальная идея потому и идея, что она предназначена для человека чувствующего, а не только рассуждающего.
Поэтому национальная идея должна быть выражена не только цифрами, графиками и программными государственно-управленческими документами. Она еще должна быть призывом. Понятным, ложащимся на душу русского человека, мобилизующим его на свершения. Она должна быть в ряду высших ценностей Российского государства, в ряду его высшей государственной атрибутики. Наряду с гербом, гимном, флагом, России необходим девиз-лозунг, выражающий национальную идею страны. На нём должно основываться всё государственное строительство. Чтобы выработать национальную идею, необходимо разобраться: что критически важно для жизнеспособности страны, что из ее потенциалов поражено болезнью и разъедается, как лечить эту болезнь, кто и как может это сделать. Итак. Национальная. Идея. России.
Почему России? Идея как сущность (мысль) вроде бы является принадлежностью индивидуального сознания, отдельной личности. И это так. Однако мы полагаем ,что ключевым посылом в поиске национальной идеи является мысль о жизни, жизнеспособности и смысле жизни некоего живого организма. Что это за живущий и развивающийся организм? Организм человека? Групп людей, в пределе — общества в целом? Каких-то институтов? В предлагаемом Центром подходе живой организм - это страна в целом. И главный импульс для страны, как и для любого живого существа – выжить.
Кого-то возмутит наша постановка. В чем же, спросят они, смысл жизни? Ради чего? Жизнь ради жизни? Национальная идея — выжить? Но, возражают они нам, ради высшей идеи человек способен на самопожертвование. Мать погибает, защищая своё дитя, солдат бросается на врага, заведомо зная что перевес на стороне противника. Значит, есть нечто выше жизни как таковой. Во имя «русской веры» Русь выбирала риски уничтожения комфорта европейского бытия (исторический выбор Александра Невского). Для коммунистической эпохи была характерна такая же установка в отношении идеи коммунизма (по существу русского мессианства). Имеет ли перспективы «житийная, если не сказать животная, идеология»?
Дело в том, что смысл существования (жизни) по определению заключается в сохранении сущности. Нет сущности – нет и смысла, и вообще ничего нет. Если кто-то или что-то угрожает живому организму, он будет защищаться, он будет всеми силами пытаться сохранить себя.
Самопожертвование человека (как якобы торжество более значимой идеи, чем существовать), если проанализировать, означает только то, что жертва собственной жизни принесена во имя жизни других.Человек не только биологический организм, но существо даже не просто социальное (муравьи и пчелы тоже в известной мере социальны), а социализированное.Жертва жизнью во имя веры — на самом деле это жертва во имя жизни. Для верующего человека жизнь не кончается с прекращением физического или биологического существования. Душа, т. е. истинная жизнь человека, бессмертна. И жертва во имя веры — это жертва во имя этой истинной жизни человека.Мать, жертвуя собой, защищает детей. Солдат, совершая подвиг, защищает жизни своих товарищей, подразделения, или мирных жителей. Осознанная жертва — всегда во имя жизни!
Страна (государство в широком смысле) представляется в виде живого организма, который когда-то родился, растет и развивается, который может болеть, может умереть (СССР). На него воздействует внешняя среда. У него может ослабевать иммунитет. Он может быть умным или глупым (наука, национальный интеллект). Он может быть интеллигентным (культура, образованность), может быть хамом (сила есть — ума не надо). На него могут нападать извне, даже желая его гибели. Он может быть сильным (армия и спецслужбы). Он может быть идейно-духовным (мировоззрение, вероисповедание), он может быть милосердным и гуманным по отношению к людям, живущим в такой стране, или наоборот.
То есть, как и любой живой организм страна может быть жизнеспособной или наоборот. Наоборот — это значит, что все потенциалы жизнеспособности страны снижаются, достигают критического значения и… И живой организм умирает.
Как для любого живого организма страна, формируясь в определенных исторических условиях ландшафта, климата, накапливаемых социокультурных традиций, опыта взаимодействия с внешней средой и окружением, приобретает характерный облик, наиболее адаптированный и специфичный для ее оригинальной истории. Страна перемещённая в иные цивилизационные условия и обстоятельства — в первую очередь внутреннего гуманитарного порядка, неизбежно заболевает. Точно так же как живой организм, закаливаясь, тренируясь, наращивает мощь своих жизнеобразующих потенциалов и становится более жизнеспособным, страна может либо усиливать свои потенциалы, либо заниматься самоубийством, подсаживая себя на безделье, примитивность, глупость и непрофессиональность, нефтяные и прочие «иглы», разврат физический и духовный, проедание и несозидание. Признаемся, что, выписывая приведенный перечень, мы мысленно срисовывали портрет с современной России.
Страна — это оболочка нашей жизни, как воздух, вода, пища, духовный смысл жизни. Если ее нет, то нет ничего. В прямом смысле этого слова. Нет самой жизни индивида. Нет общества. И здоровый духовно человек интуитивно осознает эту неразрывную связь, потребность, необходимость. Так и в этой связи родились понятия Отечества, Родины, патриотизма.
То есть здоровая и сильная Россия - это условие жизнеспособности для абсолютного большинства здоровых членов общества. Поэтому, говоря о национальной идее страны, мы на деле предлагаем реконструкцию самого главного, самого всеобщего условия жизни каждого. Жизнеспособность страны — это жизнеспособность каждого гражданина, его семьи, его детей и родителей. Поэтому национальная идея страны — это коренная идея сознания каждого человека, во всей его жизни — от младенчества до физической смерти. И это основа его индивидуальной жизнеспособности. Именно поэтому так важно сегодня сделать всё для того, чтобы реализовать высшую, важнейшую идею для России и для каждого из нас – НАША СТРАНА ДОЛЖНА БЫТЬ И ДОЛЖНА БЫТЬ ВСЕГДА…
Комментарии
До тех пор, пока олигархам и чиновникам не станет "за державу обидно", национальной идеей в России будет: украсть и съехать.
Если наша власть учит своих детей за границей, приобретает там дома и дворцы, хранит все свои сбережения у швейцарских гномов.... Наша ли эта власть или не наша? Или эти люди тут просто "в командировке"? Почему обстоятельства складываются так, что нам "приходится" снова и снова ее избирать, хотя мы и не хотим ее?
На мой взгляд, мировой элитой на территории моей страны проводится все та же политика "управляемого хаоса", которую она уже более 20 лет проводит во всем мире. Пока это так, ни о какой другой национальной идее не может быть и речи, кроме как нашей нации вырваться из ласковых объятий такой политики, стать хозяином положения в собственной стране и с превеликим тяжким трудом начать ее возрождение.
Хороший вопрос. Но сначала отметим, что идет речь о национальной идее, а не об интернациональной, т.е. речь идет об идее для какой-то нации. Чтобы идея воплотилась в жизнь необходимо, чтобы она захватила большинство населения страны, а это русские. Любая идея без русского населения - мертва в России.
А для русского населения, в настоящее время, национальной идеей является создание своего Русского НАЦИОНАЛЬНОГО государства.
Это также может быть идеей и для всей страны, т.к. если будет русскому хорошо, то будет хорошо и всем коренный народам страны.
Центр проблемного анализа!!
и государственно-управленческого проектирования!!!
работает! над темой национальной идеи России!!!!
-----------
Они работают. Зря переводят бюджетные деньги. Нац идею нельзя придумать, - она должна родится сама. В нынешнем Российском раздрае (между властью и народом, между национальностями, между центром и регионами и т.д.) она не родится.
До Луи Пастера тоже думали, что мыши сами заводятся в стоге сена.
tchumajor, вам много платят за дезориентацию публики?
А насчет оплаты = я же не сотрудник упомянутого Центра проблемного анализаи государственно-управленческого проектирования (название-то- ошалеть!), так что ориентирую публику задарма.
Дело мастера боится: а вы этого "не знали" ...
Удивляет то, что они ("музыканты") делают вид, что не замечают как в России продолжается реализация плана Даллеса: в итоге "со сцены" удаляются действительно дееспособные "спасители" России.
И на их глазах "балом правят" агенты известных сил не в российских интересах.
'И главный импульс для страны, как и для любого живого существа – выжить'.
Россия всегда демонстрировала умение выживать, но сейчас это умение даёт сбой.
Идея глобализации сейчас губит её!
В XX-ом веке мир стал биполярным!
Только перевод страны на рельсы плановой экономики спасёт страну!!!