Наводнение в Таиланде и наши беды

Интересно, если какие-то вредители на недельку остановят все производство сложной промышленной продукции в России (о нефти, газе и никеле с палладием я не говорю), это в мире быстро заметят? И заметят ли вообще?

А вот, например, из-за внезапно приключившегося паралича значительной части промышленного производства Таиланда сейчас с угрожающей силой лихорадит многие лучшие корпорации мировой индустрии. Хотя, признайтесь, многие из нас привыкли довольно снисходительно думать об этой далекой азиатской стране - как о чем-то малозначительном и забавном. Такой, знаете ли, экзотический курорт с пляжами, массажем и хорошо поставленной секс-индустрией. 

Однако оказалось, что Таиланд теперь обогнал Россию не только в деликатном деле организации шоу трансвеститов. И уразуметь его исключительно важное место в самых инновационных секторах мировой промышленности помогло ЧП – чудовищные наводнения, поразившие сейчас эту страну. Они в прямом смысле слова залили там в последние дни целые промышленные зоны с новейшими предприятиями. 

И мир практически тут же на собственной экономической шкуре почувствовал, что на Таиланд сейчас приходится например, 60 процентов глобального производства жестких дисков всех типов, без которых нельзя собрать ни один компьютер. Эта страна контролирует и выпуск 10 процентов особых интегральных схем – ключевых компонентов для Ай-фонов и прочих смартфонов. В Таиланде производится и масса других незаменимых компонентов для электроники. «Если перебои с таиландской продукцией продолжатся, это скажется на промышленном бизнесе по всему миру»,- предупреждает финансовая компания «Меррилл Линч». 

Короче, я полез в статистику и поразился еще больше: в каком-то Таиланде на экспорт компьютеров, автомобилей, частей и узлов к ним приходится почти 23 процента национального экспорта. А ведь эта страна еще относительно недавно была рисоводческим захолустьем, задворками мира. 

Ладно, бог с ним с Таиландом. Возьмем соседнюю Малайзию. Некоторое время назад у этой страны, как и у России, была вполне колониальная структура экспорта – в основном пальмовое масло и натуральный каучук, да еще углеводороды. Сейчас на продукцию электроники приходится почти 40 процентов экспорта Малайзии. Сорок! Двигаться южнее по Малаккскому полуострову не будем, поскольку упремся в Сингапур, а с ним и так все ясно. 

Короче, мир продолжает меняться.

Когда-то глобальная инновационная индустрия была сосредоточена в Западной Европе, Северной Америке, Японии, да еще в военном секторе СССР. Потом по японскому рецепту выстроила себя Южная Корея. На глазах одного поколения выросла фантастическая мировая фабрика под названием «Китай», где сейчас делают буквально все – от электронных игрушек и тех же Ай-фонов до все более удачных собственных автомобилей и скоростных поездов. 

Теперь промышленность в самых передовых вариантах быстро расползается и по другим странам Восточной и Южной Азии, Латинской Америки. На которые мы привыкли посматривать свысока - и от привычки этой пока не отучились. Один из главных двигателей этого географического распространения мировой индустрии – потребности экспорта. Именно они заставляют искать страны с меньшими издержками, хорошим порядком, гарантиями сохранности капиталов. 

Кстати, в мировое промышленное производство (пусть и пока несложное) сейчас все больше вовлекаются и некогда совсем безнадежные страны. Камбоджа, Бангладеш, Лаос, Мьянма. Куда уходят из того же Китая производства, требующие совсем уж дешевой рабочей силы. В первую очередь – текстиль. 

Короче, сейчас в мире происходит незаметный, но вполне ощутимый новый виток глобальной индустриализации, основанный на все более тесных межгосударственных торговых связях. 

Мы тоже вяло талдычим о необходимости «второй индустриализации», но ситуация сложилась угрожающая. На графу «машины, оборудование и транспортные средства» в нашей стране приходится менее 5 процентов экспорта в дальнее зарубежье. Россия почти выключена из мирового промышленного разделения труда, и перспектив нашего быстрого появления на рынках современной сложной продукции пока не предвидится. Если не считать самых что ни на есть исключительных исключений – типа «Сухой Суперджет» (тоже, кстати, основанный во многом на иностранных технологиях) или замечательной продукции Лаборатории Касперского. 

Тем временем наводнение начало уже заливать Бангкок с его потрясающим «Храмом изумрудного Будды», сказочным королевским дворцом. Вода подбирается к международному аэропорту столицы Таиланда. По меньшей мере на месяцы будет парализована мощная электронная промышленность страны. У нас есть шанс захватить пустующее место – «Сколково», ау!