Религия в школе - лишь расширение влияния РПЦ?
На модерации
Отложенный
Можно ли примирить религию и науку (как предлагает ныне православное духовенство), когда у той и другой совершенно разные взгляды на все, начиная с вопросов мироздания? И в какой форме должно состояться это примирение? И зачем? Мир прекрасен разнообразием. Не надо сваливать все в одну кучу. Даже косметологи говорят, что от шампуня и кондиционера в одном флаконе эффект невелик. Нужно покупать два пузыря: отдельно - шампунь и отдельно - кондиционер.
Итак, общественность взбудоражена: преподавание основ религии в российских школах - вопрос практически решенный. Это дал понять недавно министр образования и науки Фурсенко. Кроме того, в недалекой перспективе времена, когда будут уравнены ученые степени богословов и ученые звания, присвоенные светскими диссертационными советами. А еще, по некоторым сведениям, Рособрнадзор утвердил новые нормативы кадрового обеспечения духовных вузов, согласно которым при лицензировании в состав педагогических работников с учеными степенями включаются преподаватели с богословскими учеными степенями и званиями. Еще в начале прошлого года Госдума приняла поправки к закону «Об образовании», которые позволяют духовным вузам получать гослицензию, если обучение ведется в соответствии с государственными стандартами.
Иначе как желанием церкви расширить свое влияние это не назовешь. Желание, впрочем, понятное. Но методы немного настораживают. Особенно атеистов. Особенно, когда желание преподавать религиозный предмет подменяется словосочетанием «духовно-нравственное воспитание» (ведь это понятие намного шире). Особенно, когда под это дело начинает использоваться государственный ресурс. А тот самый атеизм, который не просто проповедовался - торжествовал в нашей стране несколько десятилетий? Куда его девать вместе с толпами атеистов, которые уже и признаться боятся, что они таковые? А движение вперед науки, которая своими открытиями опровергает многие положения многих религиозных учений? А преподавать мы будем что - основы православия или историю религий? Такой вопрос особенно важен в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. Тут вот на днях духовные отцы православия высказались по поводу того, что в вузах очень мало храмов. А что возводить на территории: православную церковь, мечеть, костел, пагоду или синагогу? Ведь в вузах обучаются потомки приверженцев самых разных религий, и все они (не берем в расчет иностранцев) являются гражданами России.
Как-то поосторожнее надо быть, товарищи, не наломать бы дров! А то вон некоторые представители православной церкви предлагают уже создавать в студенческой среде религиозные «ячейки». Тогда и другие религии захотят иметь свои «первичные организации на местах»? Во Франции, например, разгорелся целый скандал из-за того, что мусульманки-ученицы ходили в светскую школу в хиджабах: как-то резало это глаз. Но платок на голове - самое безобидное из того, что может предложить ортодокс от любой религии. Может, все же не стоит так в нее углубляться? Вспомните средневековье с его мракобесием, костры из «ведьм» и астрономов. И все это на территории нынешней просвещенной Европы.
- Наш вуз приобрел статус национального исследовательского, - рассказали «МП» в пресс-службе Московского института стали и сплавов. - Сейчас на его базе планируется создание первого в стране кампуса. Вуз перенесут за МКАД, и здесь будет возведен целый город с учебными корпусами, бизнес-центрами, социальными объектами, жильем для студентов и преподавателей, исследовательскими лабораториями.
Но о строительстве храма речи пока не было.
- В нашем учебном заведении есть храм, - рассказывает пожелавшая остаться неназванной студентка Московского государственного лингвистического университета. - Он отгорожен от остальной территории решеткой, и, по-моему, там совсем немноголюдно. Кажется, здесь проводятся некоторые торжественные мероприятия, а так просто туда не попадешь. Конечно, я всего не знаю, потому что сама от религиозной темы немного далека, но толп верующих у храма не видела. К тому же у нас в институте много студенток из мусульманских стран, они ходят в специальных одеждах и платках. Для них же нет храма на территории вуза? И вообще мне кажется, что для Москвы это не актуально: здесь достаточно храмов, а многие представители молодежи предпочтут посещению церкви поход на дискотеку или в кафе. Что касается преподавания в школе, то это должно быть именно изучение религий, а не религии. И только на добровольных началах. И желательно - по результатам глобальных социологических исследований.
А вот еще вопрос: на чьи деньги планирует православная церковь возводить храмы в институтах? Хорошо, если на пожертвования. А если на средства налогоплательщиков, то это, согласимся, уже не будет выглядеть как добровольная акция со стороны граждан.
- Всегда считала, что строительство и ремонт храмов осуществляются на добровольные пожертвования прихожан, - говорит москвичка Мария Фомина. - Если прихожан много и они истинно верят, то и церковь процветает. Вот и надо не с государственными структурами решать вопросы, а просто серьезно работать с каждым человеком в своем приходе. Люди сами сделают выбор.
Вопрос веры действительно должен оставаться делом сугубо добровольным. Тем более что вера - это не набор обрядов, а состояние души, мировоззрение. Сейчас среди людей среднего возраста, молодежи стало модным обязательно крестить в церкви детей, посещать храмы. Дань этой именно моде отдает большинство нашего с вами окружения. Но назвать это окружение православным порой очень сложно, потому что многие из этого большинства не стесняются возжелать жену ближнего своего (да и жены ближнего не всегда отвергают притязания), не стесняются лгать, подворовывать на работе и т. д. Насчет «не убий», конечно, дело обстоит получше. Но все же вера - это не слушание песнопений в храме и не золотой крест в глубоком декольте, это нечто другое, очень сокровенное и не подлежащее показухе.
Конечно, ни один самый воинствующий атеист не может не признавать, что в среде представителей любой религии есть люди высокообразованные, философски мыслящие, несущие в этот мир свет знаний и добра. Но есть ведь и образ отца Перламутрия из повести писателя Аркадия Гайдара «Р.В.С.». Не поленитесь, перечитайте сцену, когда батюшка, страшно торгуясь, дал мальчугану йод в обмен на кусок сала, а потом решил, что просчитался, и пришел к его матери - дескать, надо бы прибавить-то за йод еще десяток яиц. Тут и открылось, что мальчишка йод брал не для мамки, а для раненого красноармейца.
Хорошо еще, что вроде бы решили: преподавание религиозного предмета будет вестись светскими педагогами, а изучение его школьниками - строиться на добровольных началах. А то ведь до революции закон Божий в российских школах долбили постоянно (о том, как это происходило, можно прочитать, например, у Льва Кассиля в «Кондуите и Швамбрании»). Как бы лоб не отбить, а вместе с ним - и то, что отделяет человека мыслящего от человека, принимающего все на веру.
Комментарии
Что касется знаний премьер-министра о культуре, как Вы верно заметили, своей страны, то он как раз её неплохо представляет. И она довольно мало пересекается с культурами России. (которыми я много лет профессионально занимаюсь, хотя очень многого , конечно же, не знаю)
среди них, по оценкам РПЦ, около 3 миллионов действительно воцерковленных православных людей.
Православие для меня, разумеется, исключительно с русскими никоим образом не ассоциируется по двум причинам:
1. его исповедуют представители самых разных этносов (для наших алеутов и в особенности алеутов США православие третий век выступает как ведущий этноопределитель)
2. несть эллина и иудея
Про нашу культуру. Она конечно же не сегодня образовалась. Не вчера. Не завтра. А сейчас. Каждый миг.
Наша культурная традиция (сумма традиций) - да, она исторична. И сложению великорусского субэтноса в составе русского этноса (по академику Зеленину, по его книге 1916 , если не ошибаюсь, года) в середине 19 века очень помогла как раз объединяющая роль православной церковной культуры и церковной книжности. При этом наши верования синкретичны до сих пор, а воцерковленные составляют меньшинтсво примерно с 18 века.
Что касается нашей культуры, то она именно православная. Простите, но как-то не могу себе представить Достоевского или Лескова вне Православия, а в рамках "синкретичных верований".
Другой пример: русскоустьинцы ( в широком смысле - не только индигирские). Замечательный субэтнос, с одной стороны ортодоксальные дораскольные православные, с другой (особенно из них марковцы) - с массой "малых богов". То, что православие - не единственный столп русской народной культуры , подчёркивали очень разные и весьма значительные люди - Пушкин и тот же Лесков, и Достоевский, и Гоголь, и Вернадский. Другой вопрос, как относились они к этому "народному многобожию". А что касается элементов других религий в русской культуре и даже в самом корпусе собственно православной церковной культуры - их тоже немало. Начиная со "Сказания о царевиче Иоасафе и господе нашем Иисусе Христе" (буддизм), авраамические предания - да собственно весь Ветхий Завет. Ну а пельмени, каравай, рогалики и баранки - это Вам, наверное , известно не хуже меня. и что печь - домашний храм, тоже.
Я просто-напросто полагаю что православие - это одна из составных частей русской этнической культуры. А у Вас прозвучало словно определение общего частным.
Право слово, готов оставитьза Вами последнюю точку, но не стоит подстраивать многообразие мира под его заданную конструкцию
Тем более что соотношение религии и этноопределителя исследовано весьма подробно. Более-менее близкие к тождеству случаи бывают, но в этносах-изолятах (алеуты, иудеи - не все, но ХХ века, бонг, синтоисты)
Это о некоторой нестыковке. Возможно, у нас с Вами понятийная база разнится в отношении определений (для этнологии - или этнографии? ;) ) обычное дело.
Духовная же составляющая русской культуры - очень понятный и при этом неопределимый термин (как любая поэтическая метафора). Если православие - духовная составляющая русской культуры, то только одна из составляющих. не зря само народное православие и в празднованиях, и в почитании святых бережно совмещало "греческую веру" с "отчей верой". И в итоге народная Троица - Богородица, Иисус и св.Николай
"Народная Троица" пришла не из отчей веры. Это связано с так называемым никейским чудом. На Никейском соборе святой так отстаивал чистоту христианского учения, что не сдержался и сделал еретику Арию “заушение”, т. е. ударил его по щеке. За это св. Николай был лишен епископского сана и заключен в темницу. Но здесь к святому явились Иисус Христос с Богородицей и вручили ему знаки сана. Святитель был выпущен из заключения. Так что всему есть свое объяснение.
Ничего не имею против тех, для кого православный и русский - синонимы. Но в алеутском районе нашей с вами Родины , на острове Беринга, такие слова говорить не стоит. Алеуты очень праволсавные люди, но русскими себя отнюдь не считают.
это правильно имхо
Методологии этничности разные. это нормально имхо