О причине недобора абитуриентов в технических ВУЗах

Мой комментарий порталу НКО о причинах недобора абитуриентов в области энергетики, металлургии, транспорта, строительства: 

Российские вузы в этом году не добрали абитуриентов на бюджетные места по ряду специальностей, в том числе в области энергетики, металлургии, транспорта и строительства, сообщил министр образования Андрей Фурсенко на заседании президиума правительства. "Более чем в 100 вузах, подчиненных министерству, по ряду направлений не набрали ребят на бюджетные места", - сказал Фурсенко. "То есть не хватает заявок на бюджетные места, не то что конкурса нет, а просто не хватает заявок", - пояснил он. 

Министерство работает с вузами над тем, чтобы абитуриенты, которые исходно подавали заявки на платные места и набрали необходимое количество баллов, в результате ЕГЭ имели возможность перевестись на бюджетные места и бесплатное образование. О причинах недобора рассуждал член Общественной палаты РФ Борис Альтшулер:

«Это - прямое отражение того, что в РФ практически отсутствуют металлургия, энергетика, транспорт и строительство. В какой-то мере они есть, но практически отсутствуют. Мы их разве что под микроскопом, наверное, можем разглядеть. Естественно, дети и молодежь не идут в мертвые, никому не нужные сферы. 

Почему у нас не развиваются металлургия, энергетика, транспорт и строительство? Почему там не нужны специалисты? Тоже понятно: страна вся ориентирована на добычу сырьевых энергоресурсов и их поставку за рубеж. Для того, чтобы люди шли в эти самые сферы, нужно, чтобы они как-то развивались. Возьмем, например, строительство: месяц назад было большое мероприятие «Ассоциации строителей России», и вот эти специалисты констатировали серьезнейший застой в строительстве. Они дали такую формулу, которая меня обрадовала: вывести из застоя строительную индустрию России может только массовое строительство социального жилья, для чего нужен государственный социальный заказ.

Сейчас и к энергетике подойдем. Самое тяжелое и дорогостоящее в строительстве - это проведение газа, потому что это крайне коррумпированная сфера.

С одной стороны, это «Газпром» с его монополией, плюс еще чиновники. Страну, которая буквально захлебывается от энергоресурсов, убивает собственный «Газпром». Почему не идут в энергетику? Для того, чтобы шли специалисты, эта сфера переработки газа, газификации страны должна иметь большой промышленный масштаб. У нас так же совершенно нет нефтепереработки, она старая и вся разваленная. Все идет в виде сырья за границу. Приводятся такие данные (вот вам и ответ, почему не идут в энергетику): «В прошлом году «Газпром» вложил в газификацию всей страны менее 26 миллиардов рублей. На другие газопроводные проекты концерн потратил почти 900 миллиардов рублей». Гигантские затраты на все, что связано с экспортом сырого газа за рубеж, и ничего на газификацию собственной страны. Эту позицию фактически поддерживает правительство России. 

Это «голландская болезнь». Еще в период колониализма Голландия владела колониями, которые были сырьевыми придатками. Все там добывалось задарма. Из-за этих богатств немеряных (как у нас) абсолютно не развивалось собственное производство. Страна, как и мы, оказалась в застое. Слишком много денег от дармового сырья. 

Поэтому молодежь и не идет в эти сферы. Какая металлургия, энергетика, когда кругом либо чиновники хорошо живут, либо монополисты?! В транспорте то же самое. Какая может быть экономика с транспортом, когда министр - господин Левитин? Все, что делается - сразу же с бешеными накрутками цен. Единственное, что у нас работает очень эффективно, это добыча бюджетных денег, перекачивание их в карманы.

Когда выделяются какие-то бюджетные деньги, включается вся машина, которая поможет ничего не делать, но деньги распилить. Индустрия уничтожения бюджетных денег работает фантастически эффективно. Поэтому дети, молодежь хотят стать чиновниками, а еще лучше - олигархами-монополистами. Рабочие, инженерные специальности в реальных отраслях не могут быть востребованы, когда нет этих самых реальных отраслей».