Гайдар знал, что в ответ получит ненависть

Слово "великий" давно навязло на зубах. Чтобы стать великим, человеку иногда достаточно просто помереть. Это слово часто путают со словом "известный". Однако в отношении Егора Тимуровича Гайдара я употребляю это слово абсолютно зряче. Я действительно считаю Гайдара великим реформатором. Его можно поставить в один ряд со Сперанским, Витте или Столыпиным.

В России реформаторы никогда не бывают признаны при жизни. В лучшем случае их ждет равнодушие, но чаще - ненависть. Столыпин сейчас практически канонизирован. Однако мы даже не можем представить, какую ненависть он встречал среди своих современников. И это закончилось его гибелью.

Гайдар - не исключение. Вот только достиг большего. Столыпин проводил потрясающие реформы, но не смог остановить революцию. Гайдар же предотвратил и голод, и гражданскую войну. Конечно, не без своих соратников, первым из которых можно назвать Чубайса. И, конечно же, не без первого российского президента Бориса Николаевича Ельцина, который создал правительство и назначил Гайдара его лидером, и прикрывал его политически как только мог. Уверен, что Ельцин и Гайдар будут стоять рядом в истории России, и с огромным знаком " ", когда уйдет весь морок, связанный с непониманием современниками того, что происходит.

Ельцина и Гайдара обвиняют в тех трудностях, с которыми россияне столкнулись в начале 90х. С таким же успехом можно винить хирурга за боль при операции. Если больному не объяснить, что происходит, во всем виноват будет врач. Синдром замерзающего в сугробе человека. Он засыпает.

Ему становится тепло. Он не знает, что уже не проснется, а его будят, возвращая к действительности, и он ненавидит своего спасителя.

Мой хороший друг и замечательный актер Валерий Гаркалин прошлым летом перенес клиническую смерть на сцене. Это случилось во время гастролей по Прибалтике, он рассказывал: "Сначала - безумная боль в грудине. Я и не представлял, что может быть так больно. А потом... потом стало хорошо. И свет впереди, и все спокойно, и ничего не болит. Мне стало так здорово! Пока меня не стали тормошить. Литовский врач, женщина, хлещет меня по щекам, кричит с акцентом :"Не спи, не спи, проснись"! И я ее ненавижу. Мне так хорошо, а она возвращает боль". Гаркалина тогда спасли.

В начале 90х стране грозил голод. А значит - и бунты. Грабежи. Нечем было платить ни милиции, ни армии. Все закончилось бы большой кровью, гражданской войной, и как следствие - диктатурой. Просто другой последовательной смены позиций в истории не бывает.

Гайдар был экономистом мирового уровня. Все рецепты были известны, он сделал то, на что до него никто не решался: отпустил цены и сделал деньги настоящими. Все осознавали, что это грозит дикой народной ненавистью. Все понимали, на кого потом будут переведены все стрелки. И боялись. А он на это пошел потому, что его не интересовала власть. Его интересовал результат. Он на него работал. И он его добился. Гайдар знал, что в ответ получит ненависть. И он ее получил. У него хватило воли. И поэтому более решительного крутого человека - и не по киношному, а реально - я не знаю.