"Эхо Москвы": национальность "москвич"
18 февраля в Приэльбрусье застрелили туристов из Москвы. После этого новости стали выходить с заголовками «На Кавказе застрелили москвичей» или, как сегодня, «Установлены убийцы москвичей».
Казалось бы: ну что такого? Просто синоним к понятию «туристы из Москвы». В частном случае – так оно и есть. Но существует контекст.
Когда в Москве случается теракт и гибнут люди из разных мест России (а иногда и не только России) – московское правительство обещает выплатить компенсацию «семьям погибших москвичей». Хотя безопасность оказалась не обеспечена всем.
Ведь именно с целью обеспечения безопасности московская милиция проверяет регистрацию и вынуждает людей со всей России чувствовать себя в столице своей Родины – приезжими чужаками. Однако если безопасность не будет обеспечена – московские власти приезжим не заплатят.
Кроме того, «москвич» - это весомое преимущество при приёме на работу. Когда в объявлении написано, что «семья москвичей снимет квартиру» - тоже понятно, что люди, писавшие его, имели в виду, что москвичи – это хорошо. Хотя то, что при этом очень часто добавляется «без детей и животных», - уничтожает всё предполагаемое этическое преимущество. Какая разница, где ты родился, если детей ты равняешь с животными?
У Лилианны Лунгиной в «Подстрочнике» есть любопытное свидетельство о том, как в Москве появились «лимитчики» - людей из провинции, которых допустили в столицу, потому что они были нужны на заводах.
Заметим, что для самой Лунгиной, для её родителей приезд в Москву не был лимитирован. Политика «закрытого города» началась одновременно с установлением колхозов. Началась и, во многом, продолжается. Потому что значительно проще управлять городом, чем страной. Когда Лунгина во время войны эвакуировалась из Москвы в Набережные Челны, она сделала для себя два великих открытия:
А) в провинции, по сравнению с Москвой, нищета,
Б) в провинции «тоже сажают».
Спустя шестьдесят лет для людей, выросших в Москве, это по-прежнему открытия. Именно поэтому столько удивления сквозит в рассуждениях, «почему Россия не такая, а сякая».
Листая букварь моей дочери, я нашла любопытное задание. Флаги Франции, Германии, России. Против каждого написано: «Во Франции – французы. В Германии – немцы». Предлагается ответить, кто же в России. И я поймала себя на том, что не знаю правильного ответа на этот вопрос. «В России – русские» - непопулярный ответ. «В России – россияне»? А почему, собственно, если «во Франции – французы», а «в Германии – немцы»?
Но в Москве эту проблему решили. В Москве – москвичи. Хотя это всё-таки не национальность. А гражданство.
Комментарии