Выборы в Адыгее: социология без обмана?
13 марта пройдут выборы в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея. По заказу местного отделения ЛДПР группа социологов из Краснодара провела исследования относительно политических предпочтений местного населения.
В ходе исследований была опрошена тысяча человек в 6 населенных пунктах: в Майкопе, в Адыгейске, в поселках Энем и Яблоновский, а также в аулах Шенджий и Понежукай.
Целью исследований было выявление приоритетов в агитационной кампании и определение наиболее перспективных участков для поднятия рейтинга. ЛДПР решила строить предвыборную кампанию на основе научных рекомендаций, поэтому была заинтересована в получении максимально объективных данных.
Полученные результаты никак нельзя назвать сенсационными, тем не менее, они довольно интересны и ясно показывают характер общественных настроений.
Партия власти останется при власти
К участию в выборах допущены 4 парламентские партии.
Если бы выборы прошли 23-24 февраля, то уверенную победу на них одержала бы «ЕДИНАЯ РОССИЯ». За нее готовы проголосовать 60,5 избирателей. Наиболее высокий рейтинг правящей партии зафиксирован в Адыгейске (74%), в ауле Шенджий (72%) и в поселке Яблоновском (70%). При этом у избирателей аула Шенджий есть все шансы стать лидерами по однообразию в голосовании: там социологи не нашли ни одного сторонника других политических партий. Есть только поклонники «ЕДИНОЙ РОССИИ» и не определившиеся. А в Адыгейске и в поселке Яблоновском рейтинг единороссов вряд ли имеет перспективы к дальнейшему росту. Там самый низ кий процент избирателей, не определившихся со своими взглядами (12 процентов в Адыгейске и 7 в поселке Яблоновском).
Наименее популярна «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в столице Республики Майкопе. Там за нее готовы отдать голоса 54% избирателей. Но в Майкопе партия власти может подтянуть свой рейтинг, поскольку в городе довольно высок процент не определившихся (37%).
Второе место уверенно занимают коммунисты. Они имеют рейтинг в 7,7 процента. Их позиции особенно сильны в Адыгейске и в Яблоновском (по 10 процентов). В Энеме готовы отдать за них голоса 8% избирателей, в Майкопе чуть больше 6%. Но опять-таки Майкоп - не показатель из-за большого процента не определившихся с выбором.
У ЛДПР дела обстоят, мягко говоря, неважно: общий рейтинг по республике - 2,9%. Наибольший рейтинг у «соколов» в поселке Яблоновском - 8%. Во всех остальных населенных пунктах их популярность фиксировалась на уровне единичных избирателей.
Однако следует учесть тот фактор, что по опросам рейтинг коммунистов и жириновцев, как правило, занижен. Это связано с двумя факторами. Коммунисты любят таиться и при опросах не указывать свои политические предпочтения. Сторонники Жириновского иногда стесняются открыто признавать свои взгляды. Кроме того, к коммунистам и жириновцам примыкает часть протестного электората. В связи с этим КПРФ может рассчитывать, по меньшей мере, на 10 процентов голосов, а у жириновцев ситуация пограничная: то ли наберут 7 процентов, то ли нет, и скорее нет, чем да.
Безусловным аутсайдером является «Справедливая Россия». Никакого электорального ядра у нее нет вообще. Совокупный рейтинг по республике - 1 процент. Однако эта партия наиболее сложна в плане прогнозирования, и вот почему. Некоторые избиратели путают ее с «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ» или считают, что голосование за нее угодно властям в той же степени, что и голосование за «ЕДИНУЮ РОССИЮ». Кроме того, за нее голосует часть протестного электората, отрицательно относящегося к КПРФ и ЛДПР. Судя по всему, эта партия рассчитывает на «самотек» голосов и на помощь «старшего политического брата», потому что никакую агитацию по республике эта партия не ведет.
Любят - не любят, хотят - не хотят
В анкетах был такой вопрос: за какую партию вы не проголосуете ни при каких обстоятельствах? Опрошенные могли называть любое количество не понравившихся им партий.
По части антипатий лидируют ЛДПР и КПРФ. За сторонников Жириновского ни за что не проголосуют 502 избирателя из 1000 опрошенных, а за коммунистов ровно 500. Они стабильно не нравятся везде, причем в аулах отношение к коммунистам даже хуже, чем к ЛДПР.
Единороссы однозначно не нравятся 11 процентам избирателей, а «Справедливая Россия» 8,5% респондентов.
Чуть более 4 процентов избирателей заявили, что им не нравится ни одна из парламентских партий.
Сторонникам «ЕДИНОЙ РОССИИ», как правило, не нравится, как КПРФ, так и ЛДПР, а коммунистам и жириновцам не нравится «ЕДИНАЯ РОССИЯ». При этом сторонники ЛДПР и КПРФ в большинстве случаев еще не любят друг друга.
Избиратели, не определившиеся с выбором, в меньшей степени склонны кого-либо подвергать остракизму, но в этой категории отношение к ЛДПР И КПРФ также в целом более отрицательное, чем к «ЕДИНОЙ РОССИИ».
Это обстоятельство говорит о том, что в целом по республике протестный электорат весьма немногочисленный. Оппозиции сложно будет бороться за голоса, и на существенное приращение рейтинга ей особо рассчитывать не придется. Что же касается единороссов, то планка в 75 процентов для них реальна.
А нам все равно
С предвыборными программами политических партий пожелали ознакомиться всего лишь 20,3% избирателей. Категорически не пожелали читать чьи-либо программы 27,% респондентов. Остальные отнеслись к предвыборной агитации безразлично. В Шенджие, например, вообще не нашлось ни одного желающего читать какую бы то ни было агитацию.
Критику в адрес «ЕДИНОЙ РОССИИ» хотели бы почитать 19,4% избирателей. Опять-таки, в Шенджие никто даже слышать не захотел о критике в адрес правящей партии. Почти все сторонники «ЕДИНОЙ РОССИИ» не пожелали читать критические заметки в адрес партии даже из любопытства.
27,1% респондентов категорически отказались читать критику в адрес партии власти. Остальные избиратели проявили к этому вопросу полное равнодушие.
Ответы на этот вопрос являются дополнительным средством проверки уровня протестных настроений. Налицо классическая застойная картина: полное отсутствие желания проведения любых реформ. Нередко респонденты признавались интервьюерам, что у них нет ни малейшего желания что-либо менять.
Данное обстоятельство создает дополнительные сложности для оппозиции: ей особо некого агитировать, а строить свои программы на критике власти - дело полностью бесперспективное.
Личность и партийность
Респондентам предлагался вопрос о том, что в наибольшей степени влияет на предпочтения тому или иному кандидату. Предлагалось несколько возможных ответов: Партийная принадлежность, возраст, пол, род занятий, национальность, предвыборная программа, репутация. Можно было отмечать несколько позиций.
С мизерным перевесом победила репутация. Это влияет на выбор 58,7 процента избирателей. На втором месте оказалась партийная принадлежность кандидата - 56,9%. В Адыгейске и в поселке Яблоновском партийность имела даже большее значение, чем репутация, в Майкопе было зафиксировано равенство этих факторов. В Энеме, Шенджие и Понежукае отдали незначительное предпочтение личностного фактора над партийным. Очень часто респонденты отмечали и то, и другое. Довольно любопытны в этом плане данные по Адыгейку. Так, например, к Аслану Джанхоту почти все, кто его знает, отнеслись положительно, а к Алию Мамию почти все отнеслись отрицательно, хотя там его мало кто знает. Интервьюеры пояснили, что многие опрашиваемые просили называть партийность каждого из кандидатов. Аслан Джанхот - единоросс. В силу этого его сразу воспринимали положительно, а Алий Мамий собрал весь негатив исключительно в силу партийной принадлежности. Он многим не понравился, потому что он кандидат от ЛДПР.
По этой же причине кандидаты Яхутль и Панеш не понравились жителям Понежукая. Они не имели к ним ровным счетом никаких претензий, но их подвела партийная принадлежность.
Склонность избирателей судить о кандидатах по их партийной принадлежности будет дополнительно сильно давить на оппозицию. Даже у слабых кандидатов-единороссов будет шанс победить своих соперников, особо не вкладываясь в выборы. Они одержат верх за счет высокого рейтинга своей партии.
Схожая ситуация была на Кубани в 90-е годы. За кандидатов от партии «Отечество Кондратенко» голосовали в силу того, что они идут от этой партии. Победа была обеспечена. Был даже совершенно дикий случай, когда в 1999 году на довыборах в Городскую Думу Краснодара эта партия выдвинула некоего Владимира Сухарева, которого за 5 лет до этого освободили от уголовной ответственности в связи с невменяемостью. Все избиратели знали об этом, но Сухарев победил с результатом более 80 процентов.
Пик застоя
Смена общественных настроений с застойных на реформаторские, а потом с реформаторских на застойные происходит в среднем раз в 15 лет. В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века в Кубанском Госуниверситете доцент Петров, преподававший социологию, убеждал студентов, что на 2011 год придется вершина очередного политического застоя. Он сделал такой прогноз в эпоху больших перемен и оказался прав. Реформы 20-летней давности вызвали такое отторжение, что ни о каких преобразованиях большинство жителей Адыгеи даже слышать не желает. Смена политического курса с наибольшей вероятностью может ожидаться где-то в самом конце 10-х - начале 20-х годов. Маловероятно, что раньше. На примере СССР и постсоветской России модель 15-летних циклов работает четко. Консервация или ускорение общественных процессов возможна только под действием чрезвычайных обстоятельств (война, внешняя изоляция, как в Ливии или Северной Корее, крах экономики и так далее).
Краткие итоги
«ЕДИНАЯ РОССИЯ» и КПРФ гарантированно проведут своих кандидатов в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея по партийным спискам. ЛДПР под вопросом, «Справедливая Россия» под очень большим вопросом. Наиболее активно избирательную кампанию ведут «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и ЛДПР (в основном в Майкопе и поселке Яблоновском). Коммунистов почти не слышно, «Справедливая Россия» не подает никаких признаков политической жизни.
Административный ресурс подключен повсеместно. Квартальным категорически запретили работать на ЛДПР и Компартию. В Майкопе сожгли 4 баннера ЛДПР с изображением Жириновского. «Соколы» же, свою очередь, решили не подпаливать портреты Путина и Медведева, и делать вид, что единороссов не существует вовсе.
В целом же интерес к выборам невысокий. Результаты предсказуемы. Никаких перемен к лучшему от них никто не ждет. В немалой степени в таком положении дел виноваты сами партии и их кандидаты. Практика показывает, что когда кандидат умеет хорошо говорить и предлагает интересную агитацию, интерес к выборам повышается. Но в отличие от Краснодара и Сочи в Адыгее мало желающих вкладываться в выборы. Единороссы считают, что они и так пройдут, кандидаты от других партий не спешат рисковать деньгами.
Комментарии