Манежная площадь - взгляд из Сочи

Смешалось, видимо, всё... И результат смешения проявляется довольно жестоко в эти декабрьские дни. Я имею в виду события на Манежной площади в Москве. Ужаснуло, что на улицы вышли подростки - по сути, дети. Сказать, что они сильно разбираются в национальном вопросе и у них лопнуло терпение - нельзя. Терпение давно должно было лопнуть у их родителей, если уж говорить о том, какими невероятными усилиями им приходится зарабатывать на жизнь. Не у всех, конечно, но у большинства. Молодёжь столицы объединилась по зову беды. Был убит один из спартаковских болельщиков - Егор Свиридов. Милиция к преступникам отнеслась по-свойски. Такого допускать было уже невозможно, тем более что стали вскрываться причины кровавых событий в Кущёвке и Гусь-Хрустальном.

С точки зрения организованности молодежь была активна. Русский народ этим всегда отличается - кидается в омут с головой, если надо. Организаторы непосредственно московских беспорядков хорошо это понимали. Жаль, вновь жаль людей, которые должны вот таким ужасным способом встряхивать общество. И всё для того, чтобы наши власти обратили внимание на продажных следователей, которые почему-то поступают так, как нужно им, а не по букве Закона.

А те, кто попался в руки взбудораженной молодёжи, конечно, решили, что их бьют за то, что они выходцы с Кавказа. Искренне жаль тех мальчишек, попавшихся на пути разъяренной толпы. Нет, это был протест не против нации, а против системы. Системы, которая допускает одним вести себя вольно и безнаказанно, а другим молчать и быть совершенно бесправными людьми.

Москва - это мегаполис. И там можно встретить людей совершенно разных национальностей. Так было всегда. Это привычно и не вызывало никогда каких-либо эксцессов. И уж кто как не русские хорошо понимают, что только вместе мы - сила. Это и 15 советских республик, объединенных в великий Союз. Это и победа всех народов огромной страны в Великой Отечественной войне. И афганская война, где люди разных национальностей выполняли интернациональный долг. А потом страна начала падать в пропасть… и вместе с этим народ вдруг тоже стал другим. Русских, помогавших поднимать промышленность и экономику республик, стали выгонять из своих домов. Так появились первые беженцы из Средней Азии, Азербайджана и т. д.

Нежелание быть вместе, быть единым целым, проявляется на Кавказе и сейчас. Я ощутила это на себе. Во время своего прошлогоднего визита в КБР слышала и от таксистов, и от работников «Сбербанка»: «Вам тут не Россия, вы в КБР». Как-то было не по себе слышать такое, честно хотелось спрятать свои светлые волосы под кепку - ну так, на всякий случай. А в парикмахерской, где я укладывала волосы, мне вдруг заявили, что непременно надо подправить стрижку, якобы я неправильно изначально подстрижена. - Хорошо, - доверчиво сказала я, - сделайте, как считаете нужным. Уже вернувшись домой, здесь в Сочи мой парикмахер удивилась, откуда у меня выстриженный клок волос?! - Это подарок из «гостей», - улыбнулась я, и рассказала о своём визите в Нальчик…
Но это, так скажем, лирическое отступление. Конечно, можно было бы не обращать на это внимание. Но я почему-то обратила. Сравнить с тем, что происходило в Москве, это, конечно, нельзя. Страшно, когда в ход идут ножи, пистолеты. В то время когда подростки должны заниматься спортом, изучать языки, науки. Страшно, что мы, взрослые, плывём по течению, не боремся сообща с несправедливостью, и наши дети ценой своих жизней говорят нам - так дальше жить нельзя!

В Сочи люди работают и стоят в пробках. К московским событиям относятся по-разному. Пожалуй, это единственный город на земле, где проживает свыше ста национальностей. К счастью, межнациональной войны или вражды среди населения нет. Вот что говорит по этому поводу Владислав Фунтяков, председатель Федерации Футбола г. Сочи, помощник депутата ГД от ЛДПР:

- В Сочи это невозможно. У нас проживает столько национальностей и народностей… И как-то так сложилось, что разборок между жителями города не возникает. Скорее, это плод грамотной взвешенной политики: уважительное отношение ко всем диаспорам, выслушивание их мнений, реакция на их предложения. Я как председатель Федерации Футбола города Сочи сейчас получаю звонки от журналистов, в том числе и корреспондентов международных изданий, с вопросом: неужели сочинские футбольные фанаты не поддержат эту акцию? Я отвечаю, что наш футбольный корпус не такой массовый, крупный как в Москве, Питере и Ростове.

И всё же акция эта, по моему мнению, больше не фанатская, а националистическая. Так что Сочи останется в стороне от этого. Это уж точно.

С вопросом, почему столкновения выходцев с Юга и средней полосы России стали возможными в столице нашего государства, я обратилась к Дмитрию Поволяеву, благочинному Лазаревского церковного округа:

- Происходит это от недостатка культуры, морали, духовности в обществе. Всё, что случилось в Москве - это не проявление разума, а проявление животных инстинктов, эмоций. Что со стороны славянского населения, и что со стороны южных народов - это безумие. Мы мало уделяем внимания воспитанию детей. Дети не воспитываются ни морально, ни физически. Сама обстановка в стране заставила родителей заниматься зарабатыванием денег, они мало думают о том, какими людьми вырастут их дети. Некоторые «умные» политики утверждают, что якобы наши родители не способны воспитать детей, нужны «особые» воспитатели и т. д. Пытаются вот такими негативными моментами отторгнуть детей от родителей, ради того, чтобы не просто воспитать серую массу, а массу ещё очень послушную… Поэтому всё, что происходило в Москве, я, конечно, осуждаю.

Чаще всех митингуют в Сочи коммунисты. Так было и в субботу, когда партийцы вышли на площадь перед центральным универмагом, чтобы поддержать жителей города, чьи дома попадают под снос в связи со строительством дублёра Курортного проспекта. Лидер коммунистов Юрий Дзагания специально для газеты «СК» прокомментировал события молодёжного столкновения в Москве:

- Там многогранная причина. Если говорить о национальной составляющей, то, на мой взгляд, всё-таки дело в унижении русского народа, которое наблюдалось в последние годы, особенно связанном и с чеченской войной, и фактическим признанием со стороны руководства России своего подчиненного положения по отношению к чеченским диаспорам и тем людям, которые там власть имеют. Униженное национальное самосознание толкает людей на более активные действия, и пусть это футбольные болельщики, как нам сказали, большинство из них именно с этим чувством и пришли на это мероприятие. Они чувствуют себя униженными.

Почему мы молчим и о таком национальном унижении российского народа, как признание Госдумой РФ и руководством страны ответственности за расстрел пленных офицеров из Польши под Катынью? Это тоже дало толчок, я считаю, московским событиям. Есть ведь материалы Нюрнбергского процесса, комиссия Бурденко там работала, и было доказано, что это фашисты расстреляли пленных поляков вот в таком большом количестве, хотя и органы НКВД 1800 человек расстреляли. Но это другое число, расстреляны были преступники. А нам говорят сейчас о 20 с лишним тысячах человек. И это имеет серьёзные экономические последствия для нашей страны. Поляки уже говорят о том, что надо выставлять России материальные претензии как правопреемнице Советского Союза, а это очень крупные суммы. Всё это вместе приводит к таким последствиям, как бытовое поведение выходцев с Кавказа, которые зачастую ведут себя очень нагло. Нельзя сказать, что это национальная черта, это скорее классовая черта. Эти люди, которые приехали, они и в Сочи есть, и в Москву приезжают, это дети обеспеченных людей, они имеют либо деньги, либо власть, а может и то, и другое, и поэтому их дети ведут себя по диким понятиям. Это одна сторона вопроса.

А с другой стороны, футбольные болельщики - это такая организованная сила, которую определённые политические круги могут использовать в своих целях. Нас очень настораживает, что за год до президентских выборов случаются такие события. Мы боимся, что политики будут использовать массу футбольных болельщиков в своих политических целях. КПРФ против такого националистического подхода.

Но в то же время, мы считаем, что недовольство молодых людей политикой государства - как внутренней, так и внешней, послужило основной причиной массовых проявлений.
Каждый, конечно, имеет своё собственное мнение. Президент страны Дмитрий Медведев назвал разжигание межнациональной розни тягчайшим преступлением. В советское время мы чётко знали, что являемся детьми одной большой семьи. Нам объясняли, что делая добро друг другу, мы сами становимся светлее, лучше, богаче во всех отношениях. Система образования и воспитания была во всех уголках страны единой.