Куда ведет страну современная буржуазия?

Поведенческие алгоритмы новорусской буржуазии корнями уходят в советскую эпоху. Куда это ведет страну.

Главные акционеры «Нориль-ского никеля», «Интеррос» Владимира Потанина и UC Rusal Олега Дерипаски, находящиеся в состоянии перманентного конфликта интересов, недавно все же договорились по одному конкретному вопросу: назначили себе в качестве дивидендов 50% от немалой прибыли, полученной в 2009 году, - главным образом благодаря льготам, полученным от государства по случаю мирового кризиса.

«Надеюсь, они этим и ограничатся», - прокомментировал упомянутую цифру Владимир Путин, побывавший недавно в Норильске. Еще он напомнил, что дивидендные назначения аналогичных зарубежных компаний, подвизающихся в цветной металлургии, значительно скромнее. Например, корейцы, контролирующие «Казахмыс», взяли себе, любимым, лишь 6% прибыли, остальное оставили на поддержание и развитие производства, поскольку сейчас - кризис.

Согласно сообщениям некоторых СМИ, Дерипаска намеревался сбросить в дивиденды не только всю прибыль за 2009 год, но и часть оборотных средств «Норникеля». Алюминиевому магнату позарез нужны деньги, чтобы как-то уладить дела с кредитами, взятыми накануне кризиса для покупки промышленных активов, которые затем резко упали в цене. Да и Потанин, если бы не боялся государева гнева, взял бы существенно больше вышеуказанных пятидесяти процентов от прибыли, оказавшейся неожиданно высокой в 2009 году. Глава «Интерроса» постоянно нуждается в свободных средствах после разрыва с прежним компаньоном, Михаилом Прохоровым, продавшим Дерипаске свою долю в никелевом бизнесе.

Таковы деятели, от чьих ситуативных намерений, настроений и корпоративных игр зависит сейчас судьба крупнейшего промышленного центра и уникального оазиса цивилизации в Российском Заполярье.

Когда б вы знали, из какого сора ...

Вышеупомянутые господа прославились не только нынешними конфликтами и былыми приватизационными подвигами, но и щедрой благотворительной деятельностью. Дерипаска прославил имя России, создав (вместе с Вексельбергом и швейцарцами) Объединенную компанию «Российский алюминий» (UC Rusal), занявшую первое место в рейтинге мировых производителей алюминия и глинозема. Потанин получил орден Почетного легиона за выдающийся вклад в развитие российско-французских культурных связей. Прохоров однажды оскандалился в той же Франции, где его чуть ли не обвинили в сутенерстве. Но теперь он твердо встал на путь исправления, поддерживает инновационные начинания президента Медведева и обещает наладить производство отечественных электромобилей.

Итак, это далеко не худшие, наоборот, едва ли не самые лучшие представители российской высшей буржуазии. Оценивая по таким лучшим образцам все сообщество отечественных миллиардеров и миллионеров, можно понять, почему кризис, начавшийся два года назад, уронил российскую экономику глубже, чем экономики США и стран Западной Европы.

В России в отличие от Америки и Европы не рухнул ни один банк, а сокращение притока нефтедолларов правительство компенсировало, раскупорив резервные кубышки. И курс рубля Центробанк удержал на приличном уровне после плавной девальвации. Но кризис, пришедший из-за рубежа, сразу же вошел в головы богатых и очень богатых людей. Как будто им подали сигнал: «Спасайся, кто может!» Спасаясь поодиночке, не обращая внимания на приличия и условности (подобно владельцам «Норникеля»), хозяева частных капиталов принялись их сгребать, обналичивать, выводить из реального сектора и перебрасывать за бугор. Нарушались договоры, долги не возвращались, кредиты не выдавались, зарплаты не платились. И оказались мы в кризисной яме, из которой сейчас с таким трудом выкарабкиваемся.

В нынешнем году - новая напасть: пожары и засуха. Хлеба и всякой прочей еды, по всем прикидкам, должно хватить до нового урожая, но опять, как будто кто-то подал сигнал: «Накручивай цены!» И пошло, и поехало. Хоть ты их штрафуй, хоть убеждай в экономической нецелесообразности повышения цен, хоть сажай в тюрьму: инфляция галопом скачет по России!

Господа капиталисты, вы же сами себе вредите по большому счету! Ведь именно из-за стабильно высокой инфляции нет у нас доступных кредитов (хотя денег в стране предостаточно), а рубль не становится настоящей твердой валютой со всеми неудобствами такого положения для отечественного бизнеса.

Поведенческие и ментальные алгоритмы новорусской буржуазии корнями уходят в советскую эпоху, из которой все мы вышли. Многие нынешние бенефициары рыночных преобразований начинали осваивать азы рыночных отношений в недрах подгнившего социалистического общества: кто-то спекулировал по мелкому, кто-то фарцевал, кто-то подворовывал, а у кого-то проявились специфические таланты в сфере липовой отчетности и приписок.

Соответствующие навыки оттачивались в перестроечных центрах комсомольско-предпринимательского творчества, на биржах и в иных местах, где осуществлялся процесс изъятия государственных ресурсов в пользу частных лиц. Примерно тогда и сложилась особая порода наших сограждан, признавших деньги (бабки, баксы, грины) высшей ценностью бытия и назвавших свою страну - Страной дураков, которых можно и нужно облапошивать всеми доступными способами. Схватил куш, запрятал в надежное место, а там, где брал, - хоть трава не расти.

Потом самые успешные из этой породы закалились, сказочно обогатились и окончательно утвердились на своих нравственных позициях в лихие девяностые годы. А в последнее десятилетие они немного обтесались, привыкли к солидному поведению и патриотическому суесловию. Теперь вокруг этих основателей нашего капиталистического уклада плотно гуртуются достойные последователи, выпестованные уже в постсоветские времена на опыте старших товарищей по классу.

Так и сложилась российская, так сказать, бизнес-элита, краса и гордость нации, со всем ее новорусскими нравами, привычками и заморочками.

Государство слуг народа

Российский буржуазный класс в его нынешнем составе и с его нынешними целеустремлениями не в состоянии исполнять функции национального лидерства, предписанные данному классу правилами нормальной буржуазной демократии. Поэтому такая демократия в России и не складывается.

Изгнание из политики (равноудаление, по терминологии соответствующего времени) самых ярких выразителей интересов крупного капитала было благосклонно воспринято массовым сознанием российских граждан, одобривших соответствующие действия своим голосованием за партию равноудалителей и ее лидера Владимира Путина в нескольких выборных кампаниях.

В результате на российской политической арене практически не осталось независимых игроков. И вся полнота политической власти на всех уровнях сконцентрировалась в руках консолидированной корпорации профессиональных слуг народа, возглавляемой кремлевскими вождями, сменяющими друг друга по процедуре монархического престолонаследования при формальном соблюдении ритуалов народного волеизъявления.

Такой порядок вещей приняли народные массы как наименьшее зло в сложившейся действительности, поскольку новобуржуазная среда, косившая под демократию, не могла на практике реализовать ничего лучшего, чем режим господства «приснопамятных» олигархов.

Также и в экономической сфере креативные способности отечественного частного бизнеса оказались весьма скромными. Государству приходится непосредственно заниматься всеми ключевыми отраслями экономики, держать в своих руках не только атомную энергетику и оборонную промышленность, но еще много всякого разного, включая даже автомобилестроение (которое во всем мире считается самым подходящим делом для проявления частной инициативы). Такой инициативы явно не хватает нашей бизнес-элите в делах, более сложных, чем добыча сырья и торговля ширпотребом.

Государственно-капиталистический сектор, охватывающий своим влиянием важнейшие части экономики, отменно синтезируется с безотказным механизмом бюрократического самовластия, слегка замаскированным под фантомной оболочкой имитационной демократии.

И на наших глазах возникает дивный политико-социально-экономический уклад, не сходный ни с социально ответственным капитализмом западного типа, ни с китайским рыночным социализмом.

Пути-дороги госкапитализма

Накануне приезда в Норильск Владимир Путин посетил ряд регионов Дальнего Востока, где мог воочию наблюдать, как тамошние слуги народа обеспечивают благоденствие и развитие на своих подведомственных территориях. Нашествие премьера на Камчатку оказалось весьма кстати для обитателей некоего общежития, непригодного для жизни: по высочайшему указанию их обещали срочно расселить по благоустроенным квартирам.

Самого же Путина, как представляется, более всего впечатлило автомобильное путешествие по трассе Хабаровск - Чита, недавно принятой в эксплуатацию (с некоторым набором недоделок). Строили его значительно дольше, чем Транссиб - несколько десятилетий. Начинали в советские времена, потом забросили, потом снова начали работы и вот наконец как бы завершили. Денег в разные времена на этот проект затратили уйму. А получился вовсе не евробан, а нечто весьма посредственное, местами - обычное шоссе старого, советского типа, местами - хорошая проселочная дорога.

История и результаты строительства в данном случае наглядно показывают уровень эффективности госкапиталистических методов хозяйствования на тех объектах и в тех сегментах экономики, которые не находятся под непосредственным и непрерывным контролем самых высших структур государственной власти.

Даже после всех реформ и приватизаций Российское государство несет на себе слишком много ответственностей и владеет слишком многими объектами собственности. Эффективное управление этими многими множествами было бы возможно при наличии идеального чиновничьего аппарата, хотя бы такого, который образовался в любимой Путиным Германии в результате трехвековой работы по насаждению особой бюрократической культуры, не терпящей отклонений от параграфов закона и стойкой к соблазнам коррупционного воздействия. А еще в дополнение к указанному аппарату нужна система всепроникающего общественного контроля.

Ничего подобного немецкому бюрократическому и демократическому благолепию в России нет и не может возникнуть в обозримом будущем. Поэтому верховным правителям нашего государства придется волей-неволей продолжать приватизационный процесс, хотя бы для того, чтобы сами чиновники, приставленные к объектам экономики, не приватизировали их де-факто. И, конечно же, любое расширение госсектора представляется в настоящее время крайне нежелательным. Даже когда речь идет о стратегически значимых производствах, таких, как «Норильский никель».

Кнуты и пряники

Подвергаясь разнообразным следствиям процесса глобализации, Россия может обрести светлое будущее лишь в качестве страны собственников: мелких, средних, крупных и очень крупных. При том надо сделать так, чтобы это были правильные собственники, чтобы каждый из них знал свое место, делал свое дело, любил отечество, в котором у него есть собственность, уважал государство, указанную собственность защищающее, чтобы он чтил уголовный кодекс, платил налоги, etc.

С не совсем правильными, но очень крупными собственниками государство, как известно, намаялось в девяностые годы. Когда некоторые из них в 1997 году принялись прессовать самого Чубайса информационными накатами, в окружении отца приватизации циркулировала шутка, не лишенная доли серьезности: дескать, мы олигархов назначили, мы их и уволим, заменим новыми, более достойными. Увольняться пришлось не олигархам, а Чубайсу, но идея, заложенная в упомянутой нешуточной шутке, крепко запала в головы ответственному чиновному люду.

В период первого президентства Путина ежегодно увольняли (равноудаляли) то одного, то другого олигарха. Такая практика продолжалась вплоть до 2004 года, когда скандальное дело Ходорковского смертельно напугало всю верхушку отечественного бизнеса. После этого карательные меры были заменены воспитательными. Владельцам заводов, газет, пароходов стали вежливо внушать, что государство - не злой враг, а добрый попечитель, позволяющий беспечально жить умненьким, богатеньким буратинкам, если они слушаются вышестоящих начальников и делятся денежками, обильно произрастающими на плодоносной почве бывшей Страны дураков, которую теперь надо уважительно называть Российской Федерацией.

Следуя правилам мягкой воспитательной тактики, путинская команда, нагрянувшая в Норильск, артикулировала свое невмешательство в конфликт Потанина и Дерипаски. Им лишь слегка пригрозили штрафными санкциями и возможным повышением экспортных пошлин на никель.

Однако Путин при этом заявил в беседе с журналистами, что «будет решать вопрос» в отношении того из акционеров, который «будет выпадать из общего порядка вещей» и проявит равнодушие «к проблемам Норильска и компании». Примерно в таком же духе высказался и вице-премьер Шувалов, подтвердивший, что вопрос о порядке управления «Норникелем» должны решать, конечно же, сами акционеры, но «если это будет сказываться негативно на социально-экономическом положении Норильска, мы пересмотрим отношение к этому вопросу».

В подтексте таких ласковых предупреждений вполне просматривается угроза покончить с затянувшимся конфликтом хозяйствующих субъектов путем равноудаления из «Норникеля» самого скандального из конфликтующих владельцев либо их обоих.

Может ли правительство решиться на применение такого радикального средства?

Приватизация «Норильского никеля» считалась в свое время одним из величайших триумфов частного капитала в постперестроечной России. Возврат под государственный контроль такого лакомого куска вызвал бы у множества владельцев бывшей общенародной собственности настоящий шок - примерно такой же, какой наблюдался в момент разборки госорганов с частными владельцами «ЮКОСА». Подобные крайности вроде бы не согласуются с нынешней экономической стратегией правительства, нацеленной на стимулирование частного предпринимательства.

Но, может быть, как раз и нужен сейчас неслабый удар государева кнута по чувствительным местам имущего класса? Чтобы напомнить всем, от магната до владельца продуктовой палатки, что государство не позволит никому безбоязненно портить социально-экономическую статистику, с ценами спекулировать и всякие безобразия нарушать.

***

Проехав как простолюдин от Хабаровска до Читы на вазовской модели, Путин сдал ее в музей - на вечную память о проделанном путешествии (не будет же глава правительства постоянно ездить на шарабане Made in Russia). Пиар-следы этого путешествия уже отсверкали в новостных выпусках и накрываются свинцовыми обыденностями отечественного бытия.

Можно только надеяться, что, быть может, где-то что-то отремонтируют, отладят, улучшат, кому-то окажут помощь соответственно попутным обещаниям премьер-министра.

Легко обнаружить популистскую подоплеку в путинских поездках по регионам, но достойна похвалы трудоголическая энергетика премьера, пытающегося вручную рулить экономикой и корректировать нескладности социальной сферы.

Не получается в России нормальное развитие в режиме автоматического саморегулирования общественных и экономических отношений. Ибо нет главного саморегулирующегося субъекта указанных отношений - сословия настоящих, ответственных хозяев экономики и жизни российской. Вырастет ли когда-нибудь такое сословие из нынешней элиты, такой, какая сложилась в перипетиях минувших десятилетий?

Жить и развиваться наша страна должна сейчас, а не потом, когда имущие господа en masse созреют до понимания своей роли и ответственности перед обществом. Поэтому Россия опять идет своим собственным, самобытным, путем. Только непонятно, куда ведет этот путь. Может быть, в очередной тупик, из которого в очередной раз придется выбираться революционными методами. Или же это просто ситуативная загогулина, по которой можно вырулить на общечеловеческую магистраль?