Экс-глава Росстата отменил рост производства

Глава Статкомитета СНГ и бывший глава Росстата Владимир Соколин спустя почти год вновь раскритиковал перевод статведомства в подчинение Минэкономразвития. Но главное в его замечаниях — недавний переход Росстата на новую базу сравнения, когда за основу был взят 2008 год. По его мнению, теперь нынешние высокие макропоказатели по большей части связаны с «эффектом низкой базы», нежели с реальной ситуацией в экономике.

Почти год назад Владимир Соколин выступил с резкой критикой перевода возглавляемого им тогда Росстата в подчинение Минэкономразвития. «Статистика должна быть независимой и в политическом, и в научном плане», — вновь повторил Соколин свой прошлогодний тезис в интервью журналу «Итоги». Вскоре за высказыванием последовал его переход из Росстата на пост главы Статкомитета СНГ. На его место пришел его же бывший заместитель Александр Суринов. Сам Соколин не комментировал переход, однако участники рынка связывали это событие именно с резкой критикой по поводу управления службой.

По прошествии года Владимир Соколин вновь публично раскритиковал Росстат. В интервью журналу «Итоги» бывший глава службы подчеркнул, что переход Росстата в начале этого года на новую базу сравнения, когда за основу был взят 2008 год, процесс ошибочный. «Уверен, что профессиональные статистики никогда бы не пошли на это. Но Росстат лишен самостоятельности: решение было спущено сверху, из министерства», — считает Соколин. По его словам, в качестве сравнения должен быть взят среднестатистический год, без взлетов и падений в экономике. Позапрошлый кризисный год — не показатель, убежден он. Поэтому нынешние «хорошие» макропоказатели связаны вовсе не с реальным положением дел в экономике, а с «эффектом низкой базы».

«Смотрите: кризис миновал, у нас почти десятипроцентный рост промпроизводства, — иронизирует Соколин.

— В то время как на самом деле нет никаких десяти процентов. Это эффект базы».

Владимир Соколин в интервью сообщил, что переход на новую методику прошел стремительно. «Изменения были внесены в феврале–марте, но еще в декабре 2009-го, когда я был руководителем Росстата, в Минэкономразвития об этом даже не заикались, — рассказывает он. — Разумеется, никто в коридорах власти не скажет вам, что корректировка была сделана ради того, чтобы приукрасить реальное положение дел».

Впрочем, некоторые экономисты придерживаются другой точки зрения. «Наверняка, переход на новые расчеты был давно запланированным, и ничего остановить уже было нельзя, это не зависело от сотрудников Росстата, — объяснил BFM.ru заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Институт экономики переходного периода Сергей Цухло. — Такие процессы, как изменение методики или разбивка по отраслям, планируются заранее, тем более Росстат — не очень мобильная организация». Он предполагает, что решение было принято не позднее 2005 года с ориентиром на переход в 2008 году, но тогда никто не мог предположить, что грянет кризис. «В первой половине 2008 года экономика была на пике роста, а вторая ознаменовалась падением. Никто не мог это прогнозировать», — подчеркивает Сергей Цухло.

Напомним, согласно данным Росстата, промышленное производство в августе этого года выросло на 7% к августу 2009 года. Причем за аналогичный период прошлого года падение составило 10,7%. Экономисты подчеркивали, что семипроцентный рост выпуска — не показатель реального улучшения, и что в действительности это может говорить о спаде. В целом, за январь–август 2010 года выпуск продукции увеличился на 9,2% в сравнении с показателями прошлого года.