Цхинвал: дети преткновения

Некоторым грузинским политикам очень не понравился вчерашний вояж в Цхинвал трех грузинских журналистов и правозащитников. Эксперт Паата Закареишвили, который также является членом оппозиционной Республиканской партии Грузии, общественные деятели Манана Мебуке и Вахтанг Комахидзе (последний - известный журналист) встретились с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты, двумя осужденными грузинскими подростками и родственниками пропавших без вести и задержанных в Грузии осетинами. Закареишвили и Мебуке в тот же день вернулись домой, Комахидзе, как говорят, все еще находится в Цхинвале.

Как выяснилось, визит в Цхинвал с властями Грузии согласован не был. «Такие вояжи, в Москву, а теперь уже и в Цхинвал, участились. Это составная часть пиара России. Ей как раз это и нужно, чтобы показать, что какой-то диалог идет между марионеточным режимом Цхинвали и какими-то неправительственными структурами», - сказал председатель временной комиссии парламента Грузии по восстановлению территориальной целостности страны Шота Малашхия.

Визитом соотечественников в Цхинвал остался недоволен и один из лидеров оппозиционной парламентской партии «Христиан-демократическое движение» Гиоргий Ахвледиани. «В данном случае я не считаю оправданным, чтобы правительству Кокойты была дана аргументация и возможность говорить хотя бы о том, что, оказывается, в Грузии, хоть и не на уровне власти, а на уровне экспертов, есть люди, которые с ними говорят с большим удовольствием», - сообщил депутат.

Как рассказал Закареишвили, в заключении в Цхинвале находятся еще 14 граждан Грузии, но встретиться и побеседовать удалось лишь с двумя подростками. Ожидается, что более подробно о поездке в Цхинвал он расскажет на брифинге в Тбилиси.

Между тем ночью в Грузию снова прибыл комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. Намерение прежнее - освободить из цхинвальской тюрьмы двоих грузинских подростков. Двоих ему удалось вернуть домой в свой предыдущий приезд. Сегодня он в очередной раз отправился на встречу с цхинвальскими властями.

Предварительно комиссар встретился в Москве с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным. «Я приехал, чтобы окончательно урегулировать эту проблему», - сказал он журналистам по прибытии в Тбилиси.

Хаммарберг также подчеркнул недопустимость того, что «невиновных людей наказывают из-за существующих политической напряженности и проблем». «Я, - рассказал Хаммарберг, - говорил на эту тему в Москве. Они тоже считают недопустимыми мучения подростков. Я продолжаю работу для достижения конечной цели и надеюсь, что так оно и будет».

Сейчас освобождения подростков в селе Эргнети на административной границе с Южной Осетией ждут родственники детей и грузинские политики. Впрочем, чем завершится этот малоприятный инцидент, прогнозировать трудно. Накануне лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что готов воспользоваться своим конституционным правом и помиловать граждан Грузии, но он не станет делать этого под давлением грузинских властей.

А сегодня на встрече с Хаммарбергом он, в частности, отметил: «Я готов был пойти сегодня навстречу вам, чтобы окончательно решить вопрос с теми осужденными, но, к большому сожалению, безответственные действия и заявления нынешнего руководства Грузии не дают нам возможности реализовать наши договоренности сегодня».

Согласно информации южноосетинских источников, на встрече с тремя представителями Грузии он заявил, что «Южная Осетия не видит какого-либо смысла вести диалог с нынешним преступным режимом Грузии».

Встреча прошла по инициативе Кокойты, который, среди прочего, обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили и госминистра по вопросам реинтеграции Теймураза Якобашвили в заявлениях, «еще больше усугубляющих ситуацию».

Что же до собственно представителей неправительственного сектора, рискнувших приехать в Цхинвал, Кокойты похвалил их за «пионерский» поступок: они «набрались смелости» и первые приехали в Южную Осетию после прошлогодней августовской войны. «Я думаю, такие контакты будут способствовать на первом этапе восстановлению взаимодоверия между нашими народами. Мы сегодня меньше обращаем внимание на политические игры иных международных организаций. Они больше думают о своем рейтинге, нежели о взаимоотношениях между нашими народами. Я бы просил вас довести это до грузинской общественности. Давайте искать мосты, по которым строят доверие и которые так основательно разрушил Саакашвили», - сказал Кокойты.

Словом, южноосетинский лидер прочитал визитером длинную лекцию о том, какие плохие грузинские власти, присовокупив «подлое поведение представителей ОБСЕ, которые за два часа до начала агрессии покинули территорию Южной Осетии без объяснений всяких причин». Досталось и грузинскому миротворческому батальону, и иностранным журналистам.

Если верить осетинским источникам, «Паата Закарейшвили заявил, что полностью согласен со всеми высказываниями президента РЮО по оценке августовских событий». «Я точно знаю, - сказал он, - что произошло, а произошли ужасные вещи. Я не могу сказать, что у всех такое мнение, как у Якобашвили и Саакашвили, я категорически против их заявлений. Я благодарен вам, что вы предоставляете нам возможность встретиться с нашими согражданами, и, пользуясь случаем, хочу попросить вас помиловать их, потому что кто-то должен сделать первый добрый шаг. Я, конечно же, был бы более горд, если бы этот первый шаг сделало руководство Грузии, но я сам оппонирую им и часто с ними спорю, критикую их, и сегодня не тот случай, чтобы я представлял здесь их интересы. В ваших руках сегодня сделать этот серьезный шаг, и я думаю, что из-за слов Саакашвили и Якобашвили не должны страдать другие. Конечно, этих детей можно в чем-то упрекнуть, но я все-таки не считаю их такими злодеями».

Закареишвили заверил, что если Южная Осетия освободит подростков, «общественность Грузии оценит это» и изменит свое отношение к Кокойты, «а правозащитные организации более смело бы требовали отпустить ваших сограждан, находящихся в тюрьмах Грузии»,

Бесспорно, усилия грузинских общественных деятелей по освобождению несовершеннолетних соотечественников можно было бы только приветствовать, если не одно обстоятельство: они сильно запоздали, поскольку к процессу давно и небезуспешно подключился чуть ли не весь мир. Достаточно напомнить, что две недели назад Хаммарберг уже привез двоих детей и сейчас он снова находится в Цхинвали с аналогичной миссией.

Создается впечатление, что довольно бездарный спектакль, поставленный в Цхинвале с участием грузинских общественных деятелей, был кому-то нужен. С большой долей уверенности можно сказать, что он не был инициирован властями Грузии за его очевидной, как минимум, политической нецелесообразностью. А это означает, что он устраивал часть грузинской оппозиции, которая фактически прямо потрафила цхинвальским властям и косвенно - политическим противникам грузинской власти в Москве.