Цели и средства правительства расходятся все дальше

На модерации Отложенный

Правительство увеличивает количество федеральных целевых программ, на которые в ближайшие три года планируется истратить почти 2,5 трлн.

Правительство 29 июля утвердило основные параметры бюджета на 2011–2013 годы. Об этом по итогам заседания кабинета министров сообщила журналистам глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. В частности, были утверждены плановые цифры дефицита бюджета, которые накануне обсуждались на комиссии по бюджетным проектировкам.

Среди прочего правительство приняло план финансирования федеральных целевых программ (ФЦП). В 2011 году на эти цели будет выделено 981,7 млрд рублей, в 2012 году— 806,6 млрд рублей, в 2013 году— 750,1 млрд рублей, рассказала Набиуллина.Цели и средства

По словам министра, с 2011 года количество ФЦП возрастет с нынешних 53 до 60, при этом из действующих программ останется только 42. Какие именно программы пойдут под сокращение, Набиуллина не сообщила, отметив только, что на 20% будут уменьшены объемы финансирования по приоритетам «Жилье» и «Дальний Восток».

Одновременно больше чем на 25% вырастет финансирование приоритетов «Развитие регионов», «Безопасность», «Социальная инфраструктура», «Развитие высоких технологий» и «Развитие государственных институтов». Кроме того, в перечень будут включены новые ФЦП, в частности, «Развитие фармацевтической промышленности», «Развитие отечественного станкостроения», «Развитие инструментальной промышленности», «Охрана озера Байкал», программы «Развитие информационного общества», «Развитие внутреннего и въездного туризма».

Шаг вперед, два шага назад По мнению заместителя Института современного развития Евгения Гонтмахера, увеличение числа ФЦП можно расценивать двояко. Само по себе оно представляет собой прогрессивный шаг, особенно в условиях дефицита бюджета, рассказал экономист GZT.RU. Целевое финансирование в идеале позволяет намного более четко отслеживать расходование средств, чем действующая сейчас модель ведомственных бюджетов.

Однако это в идеале. На самом же деле все зависит от качества подготовки ФЦП. Сейчас оно, даже если судить по официальной отчетности Минэкономразвития, в целом неудовлетворительно, говорит Гонтмахер. «То есть в целом перевод все большей доли бюджетных расходов на ФЦП, а затем на ДЦП (долговременные целевые программы. — GZT.RU) безусловно, необходим, но требуется совершенно другой подход к их исполнению»,— констатирует эксперт.

Теоретически в ФЦП прописаны более точные и четкие показатели, соглашается научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский. «Но важнее другое: на протяжении всех лет существования этого института, несмотря на постоянные провалы, мы ни разу не видели, чтобы кто-либо понес ответственность, ни разу нам не представили убедительных аргументов, почему та или иная целевая программа должна быть пролонгирована»,— сказал экономист в разговоре с GZT.RU.



Поэтому увеличение числа ФЦП, к сожалению, означает только то, что вакханалия с реализацией этих программ в России будет продолжена, резюмирует Кричевский.

Правительство оптимистов

Остается непонятным и то, как правительство собирается финансировать растущий объем обязательств. Правительство, похоже, рассматривает только оптимистический сценарий развития экономики. В своем выступлении Эльвира Набиуллина заявила, что в течение трех лет доля нефтегазовых доходов в бюджете сократится на 1,5% (сейчас она составляет 8,3%). «Это не означает, что будет падать абсолютное значение этих доходов. Мы предполагаем, что они будут расти и будут расти в целом доходы бюджета»,— сказала глава Минэкономразвития.

Этот прогноз Евгений Гонтмахер назвал «сверхоптимистическим». По его словам, подобное развитие событий возможно только в том случае, если возрастет степень диверсификации экономики. Однако предпосылок к этому пока не видно. «Мы вошли в длительную, очень тяжелую рецессию, поэтому ожидать существенного роста ВВП не приходится еще долго»,— говорит экономист.

Еще более категорически высказывается на эту тему Никита Кричевский. «Сколько можно позориться?»— возмущается он. В прошлом году Минэкономразвития шесть раз пересматривало прогноз по инфляции и четыре раза— по ВВП, напоминает экономист. И задается вопросом: как можно планировать экономическую деятельность, если профильное министерство выдает прогнозы такого качества?

Тем более, продолжает Кричевский, что прогнозировать, какую долю в бюджете 2013 года займут нефтедоллары, не только бессмысленно, но и невозможно: сейчас никто не может сказать, какова будет цена на нефть не только через три года, а даже через три месяца.

Пенсионная дыра

Надо еще иметь в виду, что тяжким грузом на бюджет ляжет финансирование растущего дефицита Пенсионного фонда. В период с 2011 по 2013 год на эти цели планируется потратить почти 3 трлн рублей. При этом сумма выделяемых на это средств будет постоянно расти, и к 2013 году достигнет 1,11 трлн рублей (18,1% доходов бюджета).

Надеждам на то, что дыру удастся закрыть за счет продажи пакетов акций госкомпаний, похоже, не суждено сбыться. По словам Набиуллиной, в 2011–2013 годах приватизация принесет в бюджет всего 600–700 млрд.

Ранее министр финансов Алексей Кудрин называл сумму почти 1 трлн рублей. Однако, как уже сообщала GZT.RU, самые значимые активы были исключены из перечня приватизируемых компаний, и не исключено, что этот процесс может продолжиться.