\"Аджами\" - фильм-событие, которое зрители будут \"догонять\"
На модерации
Отложенный
\"Аджами\" - фильм-событие, несмотря на то, что выходит он в считанных кинотеатрах (по преимуществу, столичных), а остальные зрители будут \"догонять\" его только на DVD. Эта израильская картина была выдвинута в прошедшем сезоне на соискание премии \"Оскар\" в номинации \"лучший фильм на иностранном языке\" и была признана лучшим фильмом года на родине, получив пять национальных наград \"Офир\"; таким образом, \"Аджами\" удалось обойти даже нашумевший \"Ливан\", принесший чуть раньше Израилю \"Золотого льва\" в Венеции. Речь, разумеется, не о том, что важнее – венецианский трофей или номинация на \"Оскара\", - а о свойствах самого фильма. Главное из них в том, что \"Аджами\" - беспрецедентное для Израиля кино, соавторами сценария и сорежиссерами которого выступили палестинец Скандар Копти и израильтянин Ярон Шани. Как нетрудно догадаться, тематика фильма также связана с межнациональными и межрелигиозными конфликтами на Святой Земле.
Аджами – название криминогенного и бедного района Тель-Авива, невдалеке от старинного порта Яффо. Там родился и вырос один из создателей фильма Скандар Копти, там разворачивается действие фильма. Ближайший аналог \"Аджами\" - выигравшая \"Оскара\" драма \"Столкновение\", фильм о нетерпимости, ксенофобии и расизме в современном обществе, рассказанный в форме дробных сюжетов. Таких историй в \"Аджами\" пять, и все они сходятся в одной болевой точке на автостоянке, где раздается несколько выстрелов, решающих судьбы центральных персонажей.
В их числе – мусульманский подросток Насри, он же рассказчик фильма, христианин Малек, арабский повар Бинж, израильский полицейский Дандо. Любовь и семейная преданность уступают место разобщенности, зависти и чувству мести; финальная трагедия неизбежна. Чуму на оба ваших дома – точнее, на все дома, задействованные в этом сложносочиненном повествовании, - призовет уже зритель, а не сами участники конфликта, не способные подняться над ним и увидеть драму со стороны.
Критики сравнивают \"Аджами\" со \"Злыми улицами\" Мартина Скорсезе, приводят аналогии с \"Городом бога\", \"Элитным отрядом\", \"Гоморрой\" и другими современными урбанистически-криминальными эпопеями. Интересный казус картины – в том, как атмосфера агрессии и насилия, царящая как в фильме, так очевидно и в реальном районе Аджами, служит в конечном счете политическим целям примирения разных национальных и религиозных групп, вынужденных уживаться на территории одной, очень небольшой страны. Но это – политический пафос. А эстетический – в том, что при помощи этой картины, \"Ливана\" Шмуэля Маоза, \"Вальса с Баширом\" Ари Фольмана и некоторых других фильмов наконец-то начало формироваться явление под названием \"современное израильское кино\", сегодня интересное отнюдь не одним только жителям этого сложного государства, но и остальному населению земного шара.
Комментарии