Государство возьмет под контроль каждый проданный билет

На модерации Отложенный

Министерство культуры хочет все знать о продаже билетов по каждому мероприятию в кинотеатрах, театрах или концертных залах в любом из городов страны. Это следует из предложений, которые разработаны Минкультом и направлены правительству в мае этого года. Тотальный учет билетов на руку правообладателям и налоговикам, притом что государство, скорее всего, не затратит на создание контрольной системы ни копейки.

Почему следят за кинотеатрами

Госконтроль над продажей билетов до сих пор обсуждался только для кинотеатров. С 1 мая 2010 г. все кинозалы обязаны ежечасно передавать данные о своих продажах в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС). Этого добивались продюсеры, вечно подозревавшие кинотеатры в том, что те утаивают часть выручки от продажи билетов, а также Российское авторское общество, получившее более совершенный механизм сбора отчислений.

Теперь же в Минкульте предлагают считать билеты не только в кинотеатрах, но и в любом российском учреждении культуры. Это предложение появилось в документе, в котором сформулированы условия успешной деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе.

Чего хочет Минкульт

Для прозрачности денежных потоков Минкульт предлагает ввести более жесткие требования к продаже билетов. «Считаем необходимым рассмотреть возможность создания автоматизированных систем продаж билетов во всех субъектах РФ и в перспективе единой автоматизированной системы продаж билетов на театрально-концертные мероприятия.

Представляется, что подобные системы позволят существенно повысить прозрачность билетного хозяйства и тем самым усилить защиту интересов правообладателей, а также государства в пополнении бюджета за счет выплаты налогов», — говорится в письме от 17 мая 2010 г., направленном в правительство и подписанном заместителем министра культуры Екатериной Чуковской.

В Москве и некоторых крупных городах в регионах уже работают электронные системы распространения билетов не только в кино, но и на концерты и спектакли. Правда, нормативного регулирования здесь практически нет. А это, как указано в письме Чуковской, мешает «аккредитованным организациям контролировать суммы выручки, получаемые пользователями при использовании произведений, и, соответственно, контролировать правильность начисления авторского вознаграждения».

Примечательно, что расходы по внедрению системы электронного билета в российских кинотеатрах государство не оплачивало. По-видимому, так же будет и на сей раз.

Мировая практика

«Электронная система продажи билетов существует во многих странах», — пояснил «Маркеру» юрист Анатолий Семенов, являющийся советником подкомитета по экономике и инновациям комитета Госдумы по культуре. Однако, по его словам, нигде она не является принудительной и не работает в пользу третьих лиц — разве что в Китае.