В Кремле оторвались от реальности

На модерации Отложенный

Президент в очередной раз переформулировал приоритетные задачи развития России. Заклинания про «макроэкономическую стабильность» и «инновации» лишь подчеркивают, насколько далека власть от реальных проблем страны.

Согласно бюджетному посланию, в приоритетах у государства теперь будет «обеспечение макроэкономической стабильности», «обеспечение нацеленности расходов бюджета на конечные результаты», «поддержка инноваций», в частности, инновационного центра «Сколково», и «повышение качества человеческого капитала».

Что такое инновации, и как государство их поддерживает, лучше всего известно мошенникам: недавно «Русский Newsweek» опубликовал развернутое расследование о том, как миллиарды долларов ежегодно разворовываются из федерального бюджета под видом финансирования новых технологий.

Схема элементарна: чиновник, отвечающий за распределение бюджетных денег, находит частную или государственную компанию, готовую продемонстрировать «гениальную технологическую новинку». Это может быть реальная работающая технология — например, обычная антивирусная программа, за которую просто будет заплачено в тысячи раз больше ее себестоимости.

Но много чаще бюджет оплачивает откровенные имитации научных разработок, вроде производства инновационных торсионных затычек для выхлопных труб автомобилей или внедрения шарлатанских методов лечения и диагностики.

Самое печальное в таких схемах даже не то, что объявленные проблемы страны не решаются, а то, что важными называются вздорные, несерьезные, надуманные вопросы. Например, «Единая Россия» вдруг объявила об ужасной проблеме нехватки питьевой воды, и соответственно, готовности срочно решить ее в рамках программы «Чистая вода».

В действительности в России такой проблемы нет. Напротив, страна по обеспеченности питьевой водой является мировым лидером – и даже может делиться этими запасами без ущерба для себя. Только в озере Байкал содержится 20% всех мировых запасов питьевой воды, и эта вода пока еще чистая.

Но у партийных функционеров «Единой России» есть «инновация» — водяные фильтры пробивного коммерсанта Виктора Петрика, который водит дружбу с самим Борисом Грызловым и использует фамилию Шойгу в качестве лейбла для рекламы своей продукции. Поэтому проблема объявляется стратегической для России, и под нее лоббисты начинают выбивать из бюджета страны огромные деньги.

В Новгородской области губернатор Митин уже навязал «уникальные инновационные фильтры» бюджетным учреждениям и заявил, что федеральный бюджет потратит на это 500 млн рублей. Впрочем, областные чиновники, случайно или намеренно, разоблачили «инновационность» дорогих и навязанных региону фильтров, причем публично. «Никаких нано в фильтрах нет, — заявил на пресс-конференции председатель комитета образования Новгородской области Владимир Аверкин.

– Там содержится простой уголь, крупной или мелкой фракции… Я не знаю, с чего все решили, что они нанотехнологичны?»

«Фильтр содержит обычный уголь, ни о каких нанотехнологиях в документах фирмы-установщика речи не шло, — добавляет главный специалист-эксперт отдела санитарного контроля управления Роспотребнадзора Александр Тихонов».

Вот таковы они, «инновационные прорывы» в российских реалиях, и чиновники не стесняются говорить об этом вслух.

Вообще, перечисленные президентом проблемы потому и выглядят такими далекими от реальности, что не затрагивают настоящих, стратегических задач России. В сущности, в стране она одна, зато всеобъемлющая — обеспечение безопасности жизни, здоровья, а также имущества и бизнеса граждан. Государство обязано ее обеспечивать, но оно этого не делает.

Именно поэтому страна является мировым лидером по количеству убийств на душу населения, входит в топ стран с самой низкой продолжительностью жизни, и именно поэтому российские коммерсанты, заработав первые деньги, бегом несутся на Запад вкладывать их там. Потому что здесь, в России, и бизнес, и человеческая жизнь отбирается привычно и легко. И государство этому никак не мешает, а даже потворствует, распустив коррупцию в рядах чиновников до невиданных при СССР высот.

Представители власти, кстати, не скрывают своего отношения к собственной стране – к примеру, дети большинства российских чиновников и коммерсантов живут за рубежом. И понятно, почему – жить в России не рекомендуется, тем более детям. Они погибают у нас в 20 раз чаще, чем в любой европейской стране.

Но почему столь очевидная проблема не только не решается, но даже не считается стратегической? Почему в России есть национальные проекты «Образование», «Доступное жилье» и даже «Чистая вода», но нет очевидного и насущного проекта – «Безопасность»? Почему про ту же реформу милиции заговорили лишь тогда, когда страна буквально взвыла от ежедневных актов насилия и грабежей со стороны силовиков всех уровней?

Объяснений может быть множество. Например, такое: реализация подобного проекта не сулит лоббистам серьезных откатов. Или еще проще: если вы представитель элиты, ваша семья давно уже живет за пределами страны, перевела туда все основные активы, и вам нет никакого дела до того, как обстоят дела с безопасностью в России. Вам просто не придет в голову считать это проблемой – она ведь вас уже не касается.

Именно поэтому в Кремле с такими серьезными лицами могут называть главными задачами правительства «поддержку инноваций» и «повышение качества человеческого капитала». Не понимая, насколько это абсурдно – вещать с высоких трибун про «повышение качества человеческого капитала» жителям одной из самых опасных стран в мире.

Red