Репрессии 20—50-х годов и принципы уголовного права
На модерации
Отложенный
Массовые репрессии 20—50-х годов, поставившие произвол на место подлинного уголовного права, стали «лучшим доказательством» значения последнего в жизни общества.
Истории известны разные тоталитарные и террористические режимы, но никогда еще террор не прикрывался таким массивом демагогии и лжи, когда непосредственные вдохновители и руководители террора и насилий говорили с самой высокой трибуны на всю страну и на весь мир о последовательном, до конца выдержанном демократизме представляемого ими государства и, учинив очередное злодеяние, рассуждали о справедливости и гуманизме. Самое же существенное заключается в том, что в тоталитарном государстве 20—50-х годов такой же демагогией была проникнута доктрина советского права, и в частности, уголовного.
Дело историков — судить об условиях, в которых существовала наука, о том, что ученый мог и чего не мог сказать. Во всяком случае, не претендуя исчерпать тему, приведем лишь один факт. Когда во время путешествия по Грузии Андре Жид решил послать телеграмму Сталину, ему не дали этого сделать, поскольку французский писатель отказался начать ее со слов «Великому вождю трудящихся». В политике и доктрине советского уголовного права того времени провозглашались принципы гуманизма, демократизма, индивидуальной и индивидуализированной ответственности и т. д. Но если репрессии, жертвами которых были миллионы и которые едва не погубили страну, проводились на основе уголовного права, то что же это за уголовное право! Ясно, что без отделения подлинного уголовного права — одного из достижений человеческой культуры, призванного защищать общество от преступных посягательств и от издержек этой защиты, — от так называемого «уголовного права», служившего тоталитарно-террористической системе и, стало быть, разрушению социума, нельзя даже думать о построении «правового пространства», вне которого немыслимо существование цивилизованного общества.
Как это пи парадоксально, но в теории отечественного уголовного права соответствующие вопросы остались почти без внимания, и если, скажем, проблеме множественности преступлений посвящено немало докторских и кандидатских диссертаций, не говоря о научных статьях, то к изучению феномена массовых репрессий 20— 50-х годов наука уголовного права практически не приступила. Этот пробел, безусловно, должен быть заполнен, и не двумя-тремя статьями, а серией исследований, в том числе и монографического характера. Данная статья рассматривается как первый шаг в этом направлении.
Бессмысленно начинать исследование законодательства тоталитарного общества с анализа производительных сил и производственных отношений. Тоталитарный режим если и связан с экономикой, то лишь косвенно, через политику определенной группы людей, возможно, одержимых на каком-то этапе идеями предельно благородными, но стремившихся навязать стране и всему миру именно тот образ жизни и мыслей, который они считали единственно справедливым и ради которого были готовы потребовать и требовали от народа любых жертв. «Притязания вселенского града, — писал А. Камю, — сохраняются в этой революции только за счет отрицания двух третей человечества и наследия веков».
Тоталитарно-террористическая система не останавливалась ни перед чем, ее идеология проповедовала готовность уничтожить любое число врагов и погибнуть в этой борьбе — «...в борьбе за это...». «Мы брали работников из производств, — писал в 1918г. Л. Троцкий, — из управлений и посылали их в полки и роты, — там они погибали и учили других погибать». Рациональное прикрывалось в данном, случае иррациональным. Для успешного и, по возможности, скорейшего построения «вселенского града» его нужно было освободить от возможно большего числа «старых людей», мысливших «по-старому» и соответственно не способных и не достойных войти в «новое общество». «Я начинаю любить человечество, — писал В. Г. Белинский, — маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую его часть, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную... Я чувствую, что, будь я царем, непременно сделался бы тираном».
Таким образом, фундаментом, на котором зиждилась тоталитарная система и ее «уголовное право», была политика — авантюрная и обреченная на гибель, не имевшая экономических корней, но ставшая основой тоталитарно-террористического уголовного нрава, политика уничтожения и подавления возможно большего числа людей.
Естественно, что подлинное уголовное право, само появление которого было вызвано необходимостью минимизировать потери общества от преступлений, а равно те издержки, которые оно несло в борьбе с преступлениями, было непригодно для решения этих задач. Поэтому оно стало жертвой системы, созданной в 20—50-х годах, а первым принципом, деформированным этой системой, был принцип индивидуальной ответственности, исключающий ответственность одного человека за вину другого.
Не касаясь репрессий, последовавших после принятия постановления СНК РСФСР «О красном терроре», а также иных форм расправы, судебной и внесудебной, с подлинными и мнимыми врагами системы, укажем на дополнение «Положения о преступлениях государственных» 1927г. ст. I (ст. 58 УК РСФСР 1926г.) от 8 июня 1934г., в соответствии с которым член семьи военнослужащего — изменника родины, ничем не способствовавший совершенной или готовившейся измене и даже не знавший о ней, наказывался ссылкой в отдаленные районы Сибири сроком на пять лет. Тем самым в уголовное право был введен чуждый ему институт заложничества, дальнейшим развитием которого стали созданные НКВД и ОГПУ составы «жена изменника родины» и «член семьи изменника родины».
Еще одним отступлением от принципа индивидуальной ответственности была круговая порука. Так, согласно п. «о» ст. 8 «Положения о дисциплинарных товарищеских судах» 1921 г. ответственность за нарушение трудовой дисциплины возлагалась не только на рабочих и служащих, виновных в том или ином нарушении, но и на тех рабочих и служащих, которые попустительствовали этому нарушению и соответственно вместе с нарушителями могли нести наказание — исправительные работы или заключение в концентрационный лагерь на срок до 6 месяцев.
Нарушало принцип индивидуальной ответственности и Постановление СНК СССР от 16 февраля 1933г., предусматривавшее привлечение к ответственности за хищение государственного и общественного имущества не только тех, кто совершил хищение, но и руководителей предприятий и учреждений, не принявших мер к его предотвращению. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» установил уголовную ответственность руководителей предприятий и учреждений за уклонения от предания суду лиц, самовольно ушедших с работы.
Близость институтов заложничества и круговой поруки не означает их единства. Первый — призван был создать контрмотив к преступному поведению у самого действующего, вернее, собирающегося действовать лица, второй — побудить одно лицо к принятию мер по предупреждению преступления другого лица или по обеспечению его ответственности за совершенное преступление. Происходило то, что в современной технологии называется методом дублирования, когда бездействие или ненадлежащее действие одной части машины исправляется или компенсируется другой ее частью. «Русская система концентрационных лагерей, — писал А. Камю, — и впрямь осуществила переход от управления лицами к управлению вещами, спутав при этом личность с вещью».
Являясь отправным и главным принципом «уголовного права» тоталитарно-террористической системы, принцип коллективной ответственности решал следующие задачи: 1) путем расправы с подлинными, мнимыми и вероятными противниками тоталитарной системы обеспечивал ее гипертрофированную потребность в самосохранении; 2) способствовал внедрению в общественную жизнь подозрительности и доносительства; 3) путем расширения круга репрессированных лиц обеспечивал тоталитарную систему бесплатной рабочей силой.
Развивавшийся отчасти «самотеком», когда репрессии автоматически распространялись на родственников преступника, их близких и т. д., принцип коллективной ответственности реализовывался и усилиями следователей, «искавших» и «находивших» связи «преступника» с другими «врагами народа», чтобы от них перейти к следующим, и т. д. «За каждым арестованным, — писал ленинградский физик С. Э. Фриш, — тянулся целый „хвост\" его помощников, сослуживцев и членов семьи... Каждый чувствовал себя, как солдат, бегущий под обстрелом по открытому полю». Думающий главным образом о самосохранении и о сохранении своих близких, полностью подчиненный этой проблеме человек превращался, по выражению немецкого политолога X. Аренд, в простую вещь, напоминающую «собаку Павлова». По данным крупнейшего исследователя сталинского террора Р. Конквеста, к началу 1938г. было арестовано не менее 5% населения страны, и если бы репрессии продолжались с той же силой и далее, то число арестованных составило бы 10%, а затем 30—45% населения и более.
Уже эта, далеко не полная, картина последствий возврата, условно говоря, к кровной мести в ее «перевернутом», «обратном» виде, когда пролитие крови одного определяло пролитие крови его близких, свидетельствует об огромной общественной ценности института индивидуальной ответственности как фактора, препятствующего разрушению социума. Игнорирование страшных последствий массовых репрессий, поставивших общество на грань вырождения, — такой была стратегия и политика данной системы, определяемая в значительной мере и личностью Сталина с его мнительностью, нетерпимостью и мстительностью. Если общество организовано так, пишет Р. Конквест, что воля одного человека «оказывается наиболее мощной из всех политических или общественных сил, то марксистские или любые социологические объяснения системы должны уступить место, по крайней мере, в очень значительной степени, объяснениям психологического характера».
Интересы тоталитарно-террористической системы определили и вытеснение принципа индивидуализации (ступенности) ответственности принципом не индивидуализированной, жесткой ответственности. За контрреволюционные преступления и за преступления против собственности устанавливалась высшая мера наказания — расстрел или же наказание в виде длительного лишения свободы (постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932г). «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». В той же связи должны быть названы указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан», каравшие хищение любого имущества в любых размерах лишением свободы на срок от 5—7 до 20—25 лет. Крайне высокие низшие пределы санкций соответствующих норм — пять, семь и десять лет — практически лишали суды возможности дифференцировать наказание в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности преступника. Здесь же необходимо сослаться на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948г. «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны», установивший за побег из мест поселения меру наказания в виде каторжных работ на срок 20 лет.
Равная ответственность за разные преступления логично вытекала из характерного для того времени деления личностей на «просветленных» и «непросветленных»,, доказавших самим фактом совершения любого преступления свое несоответствие «высоким» требованиям коммунистического общества. «Психический тип коммуниста, — писал Н. А. Бердяев, — определяется прежде всего тем, что для него мир резко разделяется на два противоположных лагеря — Ормузда и Аримана, царство света и царство тьмы без всяких оттенков». Соответственно не учитывалось или игнорировалось и то, что безграничное возмездие за любое, даже за самое незначительное, преступление будет неизбежно способствовать совершению тяжких преступлений в дальнейшем («семь бед — один ответ»), а также «растворению» субъектов тяжких преступлений в общей массе лиц, нарушивших закон. «В марксизме всегда самой слабой стороной была психология, а в ленинизме, вследствие преобладания демагогии, психология еще слабее, грубее и элементарнее».
Отказ от индивидуальной и индивидуализированной ответственности определял антигуманизм «уголовного права» 20—50-х годов. В этот период при крайне высоких санкциях норм Особенной части УК практически не учитывались обстоятельства, смягчающие ответственность, и прежде всего при назначении наказаний за преступления против собственности.
Почти не имело места назначение наказаний ниже низшего предела. Не применялся и закон об условном осуждении. В частности, когда народный судья Киевского района г. Москвы вынес лицу, виновному в прогуле, условное осуждение, был поставлен вопрос об отзыве его с должности народного судьи. В условиях крайней нужды городского и сельского населения в начале 30-х годов, когда многочисленные секретные сводки сообщали о широком распространении людоедства, а голодные рабочие не могли работать, при рассмотрении дел о кражах эти условия, т. е. состояние крайней необходимости, не учитывались. Далее, циркуляром Прокуратуры СССР от 12 февраля 1935г. было предложено привлекать к ответственности по ст. 16 и ч. 1 ст. 105 УК РСФСР 1926 г. лиц, виновных в самовольном помоле для личных нужд собственного зерна.
Звено цепи беззаконий — бесчеловечные условия содержания осужденных в местах лишения свободы, когда заключение превращалось для них в мучительную, растянутую во времени смертную казнь, когда к труду принуждали через голод путем рационирования пайков на основной, трудовой, усиленный и штрафной (ст. 21 «Положения об исправительно-трудовых лагерях» 1930г.22). По данным Р. Медведева, из числа лиц, арестованных и попавших в лагеря в 1937—1938гг., выжило и вышло на свободу не более 10—15%. Практиковалось назначение заключенным, уже отбывшим наказание в виде лишения свободы за совершенное ими преступление, нового наказания за то же самое преступление, а также применение к некоторым из них высшей меры наказания.
Грубейшим образом попирался в 20—50-х годах и принцип законности. «Плох тот революционер, — говорил В. И. Ленин в 1918г. по поводу действовавшего в то время декрета об отмене смертной казни, — который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью законов». Серьезнейшим нарушением закона являлись сконструированные в тот период составы преступления: «подозрение в шпионаже», «связи, ведущие к подозрению в шпионаже», «контрреволюционное мышление», «вынашивание контрреволюционных настроений» и т. д.
Следует сказать о не демократизме «уголовного права» 20—50-х годов, не выражавшего волю народа или, по меньшей мере, его подавляющего большинства. Предположить иное и исходить из того, что применение, например, смертной казни за кражу «пяти колосков» с убранной хлебной нивы выражало «волю народа», — значило бы клеветать на народ. Между тем многие уголовные законы того времени обосновывались «мнением» и «волей» народа. В частности, отмена смертной казни в 1920г. прямо связывалась с «констатацией революционным пролетариатом... возможности отложить в сторону оружие террора». Однако через два года, уже никак не адресуясь к воле народа, смертную казнь ввели в УК РСФСР 1922 г. Смертная казнь была вновь отменена 26 мая 1947 г., опять-таки со ссылкой на «пожелания профессиональных союзов рабочих и служащих и других авторитетных организаций, выражающих волю широких общественных кругов», а 12 января 1950 г. — снова введена, «ввиду поступивших заявлений от национальных республик, от профсоюзов, крестьянских организаций, а также от деятелей культуры».
О не демократизме «уголовного права» тоталитарной системы свидетельствует и установление суровой уголовной ответственности за отступление от бесчисленного множества приказов и инструкций, высылаемых на места из центра, которые совершенно исключали инициативу и самостоятельность местных кадров. Любое мало-мальски ответственное должностное лицо становилось как бы заложником системы, ибо при желании — чаще всего за непослушание — его легко можно было привлечь к ответственности или за злоупотребление служебным положением, или за превышение служебных полномочий, или за халатность.
Не соответствовало принципу демократизма уголовного права и установление равной ответственности за далеко не равные преступления высоких должностных лиц и рядовых граждан. Так, согласно Постановлению от 7 августа 1932г. и Указу от 4 июня 1947 г. равную ответственность могли нести и несли лица, похитившие у государства ценности на несколько рублей и укравшие тысячи и десятки тысяч. То же относится или же, во всяком случае, относилось до последнего времени и к установлению ответственности за получение взяток. Две взятки по одной коробке конфет и по- 2—3 миллиона рублей квалифицировалась одинаково, и могли влечь равную ответственность. «Мафия и коррупция в нашем государстве были всегда, — пишет сотрудник следственного комитета МВД РФ Н. Михалюк. — Более того, шло целенаправленное и умышленное отвлечение от борьбы с ними правоохранительных органов, и особенно милиции».
Ни в научной, ни в публицистической литературе до настоящего времени не затрагивалась проблема санкций партийных органов на арест членов партии, обвиняемых в совершении преступлений. Между тем каждый юрист-практик, работавший в 40—50-х годах в судебно-следственных органах, знает о них, хотя каких-либо документов на этот счет найти не удалось. В 1949г. автору настоящей статьи приходилось получать санкцию на арест одного хозяйственника у третьего секретаря Куйбышевского райкома партии г. Ленинграда, а в 1959г. — участвовать в заседании суда по делу члена партии, обвинявшегося в тяжком преступлении. На день суда он не был исключен из партии и из зала суда ушел осужденным условно.
Изложенный материал, естественно, не претендует на полное освещение проблемы принципов подлинного уголовного права и «уголовного права» тоталитарно-террористической системы. Вместе с тем, очевидно, что уголовное право должно соответствовать определенным принципам, каждый из которых, а тем более все они в совокупности исключали бы массовые репрессии, осуществлявшиеся в условиях, когда полностью игнорировались принципы индивидуальной ответственности, ответственности за вину, индивидуализированной ответственности и т. д.
Итак, речь шла об одной из двух функций тоталитарно-террористической системы— терроризме, т. е. об уничтожении и о содержании в тюрьмах и лагерях миллионов людей. Явление это исторически не новое, если не иметь в виду масштабов насилий.
Однако никогда прежде ни одна государственная система не претендовала на тотальный контроль за поведением граждан, распространяющийся на все сферы общественного бытия, вплоть до искусства, науки и т. д. и обеспечиваемый самыми острыми, в том числе уголовно-правовыми, средствами. Тотальный контроль — вторая сторона тоталитарно-террористической системы.
Говоря о таком контроле, нельзя упускать из виду партийные нормы, регламентировавшие весь спектр поведения члена партии, включая его вкусы, семейную жизнь и т. д. В этой связи весьма знаменательно замечание В. И. Ленина: «Мы ничего частного не признаем». Можно сослаться на многие отрасли права и, в частности, на нормы колхозного и трудового права, закреплявшие, если иметь в виду первые, крестьян за колхозами, устанавливавшие для них минимум трудодней, за невыполнение которого они исключались из колхозов и лишались права прописаться в городе. Декретами СНК от 29 января 1920 г., от 9 мая и от 22 ноября 1921 г. осуществлялось внеэкономическое принуждение к труду жителей городов. Устанавливалась уголовная ответственность за уклонение от трудовой повинности и за трудовое дезертирство. Ту же ответственность предусматривали ст. 79 и 126 УК РСФСР 1922 г., ст. 61 УК РСФСР 1926г., уже упоминавшийся Указ от 26 июня 1947г., Указ от 17 июля 1940 г., запрещавший самовольный уход с работы трактористам и комбайнерам, а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)».
Насколько нам известно, впервые в истории права устанавливалась уголовная ответственность за нарушение школьной дисциплины, за прогул и за опоздание на работу, а также за непринятие мер (не предание суду) к лицам, самовольно ушедшим с работы, виновным в прогулах и опозданиях на работу.
Согласно Указу от 26 июня 1940 г. за самовольный уход с работы грозило тюремное заключение на срок от двух до четырех месяцев. Но в результате толкований этого Указа то же наказание применялось и к лицам, виновным в прогулах и опозданиях на работу. В любом случае по разъяснениям СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС опоздания приравнивались к прогулам, причем речь шла об опозданиях более чем на 20 минут (на работу, с обеденного перерыва и т. д.). Это, кстати, позволяет понять причины того, что до начала войны, т. е. менее чем за один год, по Указу от 26 июня 1940г. было осуждено свыше трех миллионов человек, многие из которых не были освобождены до конца войны, хотя давно истекли сроки их заключения. 10 сентября 1940 г. СНК СССР разрешил НКВД использовать осужденных на небольшие сроки тюремного заключения за самовольный уход с работы, за хулиганство и мелкие хищения в исправительно-трудовых лагерях «при строгом трудовом режиме, с распространением на них, дифференцированных норм питания ГУЛАГа в зависимости от выработки производственных норм».
Меры по повышению трудовой дисциплины, по обеспечению безопасности (т. е. самосохранения) тоталитарно-террористической системы, по охране собственности сочетались, таким образом, с обеспечением тоталитарного государства бесплатной рабочей силой, годной для использования при любых условиях и без какой-либо заботы о носителях таковой, что позволяло сочетать задачи подавления и уничтожения врагов с использованием их труда в целях удовлетворения хозяйственных нужд, причем последние становились иногда причиной расширения и ужесточения репрессий. Приведем пример. Когда начальник одного из промышленных главков запросил несколько сот заключенных для работы военного значения, в НКВД ему было заявлено: «Мы пока не выполняем планы по арестам. Спрос на рабсилу превышает предложения».
В целом же сектор принудительного труда насчитывал, по официальным данным, на 1 января 1940г. около 1 млн. 930 тыс. заключенных в лагерях и 930321 человек в спецпоселках. Силами заключенных прокладывались каналы, строились города, железные дороги и т. д. О жесточайшей эксплуатации осужденных свидетельствует то, что труд их обходился в четыре раза дешевле труда свободных рабочих и что из числа людей, арестованных и попавших в лагеря в 1937—1938гг., как уже отмечалось, выжило и вышло на свободу не более 10—15%.
Таким образом, решалась задача, о которой применительно к древнему египетскому государству английский историк Л. Мэмфорд писал: «Трудность состояла в превращении случайного сборища человеческих существ, оторванных от семьи, общины и привычных занятий, имеющих собственную волю или, по меньшей мере, память, в механизированную группу, которой можно было манипулировать с помощью команд». Перефразируя известные слова Маркса, можно сказать: «в преступнике» тоталитарно-террористическая система видела не только индивида, обязанного отбыть наказание за совершенное или якобы совершенное им преступление, но и того, кого можно было заставить безвозмездно трудиться в любых, самых неблагоприятных условиях, не только не заботясь о сохранении его рабочей силы, но и не проявляя элементарной заинтересованности в сохранении его самого, желая его гибели.
В заключение отметим решительный и прямой разрыв тоталитарно-террористической системы с обществом, из которого она вышла и которому противопоставила себя. Система же, естественно, должна была сообразовываться со своими правилами (принципами), проецируя их и на принципы своего «уголовного права», всего права и морали: принципы коллективной и не индивидуализированной ответственности, антидемократизма, антигуманизма и отступления от законности, отражавшие антигуманизм и, если можно так выразиться, асоциальность тоталитарной системы. Формулировались и развивались правила, обеспечивающие селекцию общества на «своих» и «чужих», эксплуатацию первых и уничтожение, подавление вторых.
«Уголовное право» 20—50-х годов являло собой уникальный опыт вторжения уголовно-правового принуждения во все сферы жизни советского общества — открытого вторжения, когда речь шла о внеэкономическом принуждении к труду, и скрытого, когда под признаки контрреволюционных преступлений (вредительство, диверсия, антисоветская агитация и пропаганда) могло быть подведено и подводилось все, вплоть до отстаивания учеными тех или иных позиций.
Отвергая принципы подлинного уголовного права, воплощая тиранию Сталина — его жестокость, мнительность и нетерпимость, а также неспособность учитывать последствия принимаемых решений, репрессивная политика 20—50-х годов, опирающаяся на принципы «уголовного права», привела общество к биологическому, нравственному и экономическому краху.
Комментарии
права /М. С. Гринберг.
//Правоведение. -1993. - № 5. - С. 73 - 79"
Превращение свободного человека в раба . Что самое смешное , на этом выстраивалась уголовно - процессуальная социалистическая законность . Законы чрезвычайного положения , которые иногда в силу чрезвычайного положения , могли бы каким то образом быть оправданным. Например периодом войны . Распространялись на весь весь так называемый период \"социалистического развития\" . Можно наверно порадоваться что Россия не пришла к коммунистическому раю . Полагаю что уничтожение человеческой личности достигла бы впечатляющих размеров . Правда об этом не кому было бы сообщить . Принцип раздела народаов СССР на две части \"Одна часть сидит , другая сторожит\" явился бы венцом построения коммунизма . Я не против идей коммунизма и социализма . Я против этих идей взятых на вооружение диктаторами , которые приспосабливают их под свои и своей камарильи нужды .
Основной видимо недостаток статьи по отзыву комментатора kondratiyan это то что автор \"Еврей всегда остается евреем.\" Впрочем \"Антисемит всегда остается антисемитом\"
7 % оправдательных приговоров! А сегодня: 0,3-0,4, из них судом присяжных около 20%.
Более 800 тыс содержащихся в местах лишения свободы (без условников и поселенников), при соотношении численности населения тогда-сегодня 1/3.
ССылку не дам, буквально дня три назад смотрел с 21 по 38 или 39 гг 4,5 млн осужденных.
Непонятно что подкрепляет статистика ? - за 15 лет 4,5 млн осужденных это что достижение сталинского уголовного права ? 7% оправдательных приговоров -это достижение ? По существу сталин привлек к уголовной ответственности весь советский народ. Так что по Вашей статистике он добился великолепного результата не менее 90 % опровдательных приговоров , исходя из \"был бы человек а статья найдется\"
Поэтому обратился к к расшифровке юридических терминов юриста знающего ТГП :
\"Теория государства и права является преимущественно российской (постсоветской, а ранее — советской наукой), во многих странах континентальной Европы дисциплины, предметом исследования которых является право и государство, преподаются отдельно. В последние годы наблюдается процесс все большего доктринального расширения роли и предмета теории государства и права до уровня философии права, что объясняется европейской традицией изучения государства и права.\"
Автор, увы, хотел расписать как было плохо тогда, но сам описал современную действительность.
Режимы (4 основных - коммунистический, демократический, тоталитарный и авторитарный) определяются по признакам. Вот сегодня у нас и есть авторитарный режим, а тогда был комунистический.
В довоенном СССР до 280 млн человек. Сегодня ? 60, 80 , 100 млн? Сравните цифры осужденных, так называемое процентное соотношение.
"опирающаяся на принципы «уголовного права», привела общество к биологическому, нравственному и экономическому краху" - бредовый пафос.
Авторитарный режим - основная позиция: реакционный режим. Однако можно сказать, что это – правовой режим, возникший на основе традиций. Характеризуется жёстким контролем в политической области, отсутствием разделения властей, но идеологическая и экономическая сферы государством строго не контролируются. В его рамках может возникать либеральный режим, который характеризуется наличием легальной оппозиции, свободой слова, собраний. Существует мнение, что либеральный режим не самостоятелен и является переходной формой к демократическому режиму.
Демократический режим – государственная власть выражает волю большинства населения при обязательном признании и защите прав меньшинств. Права и свободы не только закреплены законом, но и реализуются на практике. Государство не вмешивается в частную жизнь граждан. Независимые СМИ, многопартийность, отсутствие единой официальной идеологии, легальная оппозиция действующей власти, реальное разделение властей. Рыночная экономика, гарантия частной собственности, свобода предпринимательской деятельности.
Умом Россию не понять , аршином ТГП не измерить .....остается только верить:-)
Жертв - десятки миллионов. Просто попробуйте считать честно.
А не пропагандоны разводить.
http://www.infran.ru ДЕМОГРАФИЯ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ
http://demoscope.ru демография
И 21.10
И кто ж создал арифметическую регрессию?
http://sceptic-rus.livejournal.com
В левом столбце (если сразу не высветится справка, чуть ниже по тексту) наберете \"Репрессии\"
Идиоты никак не овладеют понятиями "либерал" и "демократ". У них и путины-медведевы-ельцины-черномырдины - и демократы, и либералы.
Прочтите поределения этих терминов - чтобы было о чем говорить.
А так - это просто безграмотные сопли размазываются.
Вам приведены данные исследователей - т.е. людей, которые отвечают своей репутацией ученых за приводимые данные.
А Вы даете ссылки на поцриотов, которым главное - плеваьбся в нужную сторону.
Скучно сие и неинформативно. Заведомая ложь.
Ведь у них деньги и власть, которыми они не хотят делиться ни с кем.
Вы сами себя-то понимаете?
А пока - Вы городите бред.
Я же помогаю Вам прозреть - а Вы упираетесь...
Зачем?
Спам
Черный список
Архив
Друзья
Отправленные
Гг. модераторы, а за хамские сообщения в личку - что полагается?
===
Входящие
Все
Обновить, Написать сообщение, Пригласить друзей в Newsland
starik319 starik319 29 марта 2010 16:03
Заткнись, жидовская харя!!!
starik319 starik319 29 марта 2010 16:03
Заткнись, жидовская харя!!!
не верим". Демократия, свобода, права,- всегда чьи-то и для кого -то. Милюков вспоминал, что мы спорили этично или нет брать власть после "помазанника", а Ленин сказал, что мы возьмём власть и что объявим этичным, то этичным и будет. Как в мужицкой пословице:"Чья власть, -того и воля". Или "мы выводим свою нравственность из интересов классовой борьбы пролетариата".Вот правда. А жевать юридические сопли очередного "государства солнца" можно столетиями. Особенно
это ловко получается у гринбергов натренировавшихся на талмудическом словоблудии.