Путину нужен новый СССР?

На модерации Отложенный

В ходе поездки в Белоруссию премьер Владимир Путин неожиданно попытался вдохнуть новую жизнь в, казалось бы, уже надежно «замороженный» проект создания Союзного государства. В связи с этим некоторые эксперты вспомнили, что ранее в действиях Владимира Путина обнаруживалось стремление возглавить некую надгосударственную структуру с целью сохранить «высшую» политическую власть в своих руках, не претендуя на пост президента России.

Во время своего визита в Белоруссию во вторник, 16 марта, Владимир Путин встречался не с президентом Александром Лукашенко, с которым у него не самые хорошие личные отношения, а с главой правительства Сергеем Сидорским. Приехав в Брест, председатель российского кабинета министров неожиданно вспомнил о таком благополучно забытом, казалось бы, предложении как введение единой валюты в России и Белоруссии.

«Представьте себе, если бы сегодня была единая валюта — это бы, конечно, стимулировало участников экономической деятельности, упрощало бы взаимные расчеты и, безусловно, минимизировало бы расходы участников экономической деятельности, а значит, повышало бы их конкурентоспособность», — неожиданно заявил Путин белорусскому коллеге. Это прозвучало так, как будто и не было многолетних споров между Москвой и Минском о том, что станет общей платежной единицей – российский рубль или что-то еще, — и будет ли у ЦБ Белоруссии право эмитировать «союзные» деньги.

Заметим, что российский премьер приехал в Брест, в том числе, для того, чтобы лично осмотреть один из белорусских пунктов таможенного досмотра, роль которых заметно повысилась после создания Таможенного союза и унификации тарифов на ввоз иностранных товаров. Поэтому Путин активно говорил не только о российско-белорусских отношениях, но и о «светлом будущем» Таможенного союза в целом.

Фактически получалось, что будущее у этого экономического образования большое – чуть ли не вплоть до преобразования его в надгосударственную структуру. И тут для Владимира Путина открываются некоторые интересные личные перспективы. Напомним, что накануне выборов президента РФ в 2008 году появлялись слухи о том, что Путин после истечения срока своих полномочий перейдет на пост главы надгосударственного образования, созданного на основе Союза России и Белоруссии.

Как известно, события развивались иным образом. Однако этот умозрительный вариант не был забыт и вновь всплыл (как минимум, в рассуждениях политологов) сейчас, когда все активнее обсуждаются выборы президента РФ 2012 года. Как известно, реальные шансы на победу на них есть как у Владимира Путина, так и у действующего президента Дмитрия Медведева.

Наконец, может быть выдвинута компромиссная третья фигура. И в этом случае Медведеву и Путину нужно искать для себя новые функционалы, чтобы они оба сумели сохранить ранее набранный политический вес.

По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, нынешний российский премьер способен предпринять действия для форсированного создания Союзного государства «под себя», чтобы в дальнейшем занять пост президента этого образования. «В этом направлении Владимиром Путиным сделаны уже конкретные шаги», — отмечает эксперт.

«Несмотря на то, что попытка создания единого экономического пространства пока «проседает», успешными можно считать создание Таможенного и военного (ОДКБ) союзов». «В связи с этим можно говорить со всей определенностью, что Путин стремится работать в этом направлении», — считает Мухин.

Правда, он также отмечает, что «Союзного государства нет — оно еще не построено». В связи с этим «перспектива Владимира Путина как главы Союзного государства достаточно размыта». «Такой вариант имеет право на существование, но на политическую перспективу он пока не просматривается», — полагает директора Центра политической информации.

Проблема в том, считает Алексей Мухин, что «трудности, которые сейчас возникают у Таможенного союза, считающегося прообразом Союзного государства, в которое пытаются включить еще и Украину, очень большие». В результате «эти трудности «перекрывают» стремление лидеров некоторых постсоветских республик в желании воссоздать хотя бы контуры бывшей советской империи с ее очень эффективной инфраструктурой и серьезным политическим весом на международной арене».

«В связи с этим можно совершенно четко предположить, что технически это единение труднореализуемо. Если с Казахстаном у Кремля довольно ровные отношения, то Белоруссия и, тем более, Украина при всей риторике о единстве славянских народов уж никак не подходят для того, чтобы в долгосрочной перспективе быть надежными партнерами России и участниками процесса воссоздания СССР», — резюмировал в интервью «Росбалту» Мухин.

Таким образом, пока нельзя говорить о твердом решении Владимира Путина выбрать к 2012 году вариант «надгосударственного» лидерства. Однако подвижки в этом направлении наблюдаются. Заявления Путина о необходимости ускорения интеграции двух стран в ходе его поездки в Белоруссию могут служить тому косвенным подтверждением.