19 марта Егору Гайдару исполнилось бы 54 года
На модерации
Отложенный
Если «лужковские» голодные смерти – не вымысел, то куда же делось все «илларионовское» продовольствие?
Давайте без беллетристики. Как говорится, ближе к делу.
Тут всякие разные умники от Лужкова до Илларионова начали старую игру в постепенную «отмену заслуг». Это такой специальный комплекс мероприятий, который осуществляется людьми даже и без специального предварительного сговора. Но настолько согласованно, что может даже показаться, что сговор есть.
В основном, все «отменители заслуг» разоблачают две «большие лжи». Первая – что Гайдар спас страну от голода. И вторую – что он спас страну от гражданской войны. Начнем с первой «лжи». О голоде.
Здесь методологически «отменители» разбиваются на две группы. Одни утверждают, что Гайдар не спас страну от голода, поскольку голод все-таки случился. Адептами этой концепции являются Лужков и Попов. Они приводят леденящие душу примеры голодных смертей в подмосковном Зеленограде (не приводя, впрочем, никаких доказательств того, что все в действительности так и было [1]). Само собой разумеется, что эти примеры хорошо вписываются в интернет-ландшафт, на котором уже давно пышным цветом цветет взращенная Лубянкой развесистая клюква про то, что в «лихие девяностые» «миллионы русских людей умерли от голода». То есть: подвига нет за отсутствием героя, то есть субъекта подвига.
Вторая группа «отменителей» (Илларионов и Ко) занимают ровно противоположную позицию. Мол, никакого голода не было и в помине, и, следовательно, не от чего было нас спасать. Приводятся цифры запасов продовольствия, небывалых урожаев, удоев, окота и яйценоскости. Засим, подвиг отменяется за отсутствие голода, то есть объекта подвига.
Вношу конструктив. Дорогие «отменители»! Между собой договоритесь, а? А то получается несуразица. Если обе стороны правы (а как иначе?), то выходит, что и жратвы было от пуза, и падеж народа был как где-нибудь в Африке, прости мою душу грешную. Если «лужковские» голодные смерти – не вымысел, то куда же делось все «илларионовское» продовольствие? Экспортировано-то оно не было. Надеюсь, с этим вы не спорите? Наоборот, был импорт, в том числе и в виде гуманитарной помощи.
Единственный выход из создавшейся ситуации – согласиться (как ни обидно) с наличием и субъекта и объекта. Что я имею в виду? Я имею в виду то, что голод случается по двум причинам. Он может случиться потому, что в стране просто нет еды. Неурожай, саранча, враги отобрали и т.д. Такой голод был у нас в начале тридцатых годов, когда Сталин с помощью бравых чекистов отобрал у крестьян весь урожай и большую его часть продал за границу. Вырученные деньги он потратил на закупку оборудования для строящихся заводов и фабрик, а миллионы людей умерли от голода.
Второй тип голода (а угроза именно такого типа и имела место в начале девяностых) случается тогда, когда в стране все же есть минимально достаточное количество продовольствия, но в связи с развалившейся системой товарообмена нет его поставок из одних регионов в другие, из деревни в город, с элеватора на хлебозавод, с фермы на мясокомбинат, с завода в розничную сеть и т.д. Такой голод, например, случился в России в начале двадцатых как реакция на политику «военного коммунизма» с его продразверсткой, продотрядами, реквизициями и расстрелами «саботажников». То есть хлебушек-то в стране был, но крестьяне не хотели его отдавать «за так», а в ответ на попытки его насильственного изъятия ответили мощной волной крестьянских восстаний.
И Ленин ввел нэп. То есть в начале двадцатых он сделал то же самое, что Гайдар в начале девяностых – он освободил цены и дал старт рыночному товарообмену. Да, у Гайдара был другой выбор. Можно было ввести карточки и сохранить фиксированные цены. Но для этого нужно было создать систему насильственного изъятия продовольствия у производителей, поскольку по фиксированным ценам они отказывались его продавать добровольно.
И даже если бы попытка создания такой репрессивной системы удалась (в чем я сильно сомневаюсь), то ее хватило бы лишь на год. Поскольку на следующий год никто бы вообще никакого урожая не вырастил. Значит, нужно было бы углублять репрессии, вводить ту или иную форму крепостного права, заставлять людей сеять и убирать урожай силком, против их воли и т.д.
Таким образом, освобождением цен Гайдар спас страну от надвигающегося голода. Да, непосредственно в январе 1992-го полномасштабный голод еще не наступил. Так что, для того, чтобы все оценили его заслуги, Гайдар должен был его дождаться, а уж потом, на белом коне, переступая через трупы и раздавая пряники, выйти к коленопреклоненному народу?
Глупости. Любой ответственный человек на его месте понимал, что есть угроза голода. И она реально висела над нами всеми. Если бы он не отпустил цены, то голод бы наступил уже к весне–лету 1992-го. В апреле мы бы уже увидели массовые голодные смерти, затем развал страны по линии регионы-производители продовольствия – регионы-потребители продовольствия, а потом гражданскую войну и, вполне вероятно, какие-то формы международного вмешательства и окончательную утрату столь дорогого нам всем суверенитета (будь он неладен).
Э-э-э… – скажут нам в один голос Илларионов и Лужков. Эка невидаль – цены освободили [2]. Так и дурак сумеет. На самом деле, надо было вот так, да эдак, а потом разэдак…. Ерунда все это, смешно слушать. Знаете, почему нельзя трахаться на Красной площади? Потому, что советами замучают. Страна-то – советов. Что ж раньше-то эти цены не освободили? Когда вся Восточная Европа их уже освободила в 1989-ом? Где они все были – эти Рыжковы, Павловы, Маслюковы? Добавим сюда и Силаева с Явлинским. Что, зассали? Кишка тонка?
И потом. Что-то я не припомню в начале 90-х Лужкова и Попова, ратующих за карточную систему. Как, впрочем, и Илларионова. Чего теперь-то раздухарились? Смелые стали? Ну, так давайте теперь за такую смелость вас и считать героями. И то, чем не храбрость – мертвого пинать?
А может, даже в Кремле заметят и скажут: «А кто это там у нас за правду никаких авторитетов не жалеет, а? Какие молодцы! А один еще и какой-то там экономический бум у нас увидел. Глазастый, аж из Америки рассмотрел. Может, простим ему прошлые грехи? Смотрите, вроде одумался: Гайдара ругает».
Снова вспомнился Гоголь – увидит государь-император башню и спросит: а кто это башню построил? А ему в ответ: так это помещик Манилов, Ваше величество. А подать сюда Манилова! И наградят….
Илларионов, проснитесь! Все это – мечты. Согласен, сладостные, красивые, но мечты. Никто не увидит и не оценит. Ну, разве что кроме десятка тех, кого вы знаете уже больше двадцати лет. Эти оценят. Более того, уже оценили. Можете не сомневаться….
Комментарии