Москва не трудится на благо мира

На модерации Отложенный

Чтобы стать «глобальным» городом, столица должна найти свою нишу в мировом распределении труда.

Когда-то Афины, Венеция или Рим были самостоятельными политическими единицами, но в течение как минимум последних трех с половиной веков мировые города оставались в «тени государств» и могли только «вспоминать» о былом величии древнегреческих городов-полисов или средневековых итальянских городов.

Конец ХХ – начало ХХI столетий оказался тем рубежом, когда города вновь вышли на арену, теперь уже мировую. Города снова стали активно и самостоятельно включаться в глобальное пространство. Основная причина кроется в экономике, а также в тех возможностях, которые открывает современный город, представляющий собой пересечение торговых, финансовых, информационных, сервисных и других потоков. Все это дало основание Оке Андерссону и Дэвиду Андерссону, а также их коллегам, утверждать, что глобализируются не страны, а отдельные города и небольшие территории, которые становятся своеобразными «воротами в глобальную экономику». Например, успешно «вписались» в глобальную экономику, образовав «ворота», такие города и территории, как Лондон, Токио, Нью-Йорк, Сингапур, Гонконг. Конечно, далеко не всем городам и территориям под силу такая функция.

Продолжая данную логику рассуждения можно сказать, что политическая глобализация идет по тому же пути. В городах, которые выходят на глобальный уровень, «завязываются» различные узлы взаимодействий: к экономической сфере добавляются политические, научные, культурные, образовательные, инновационные и другие потенциалы. Глобальный город оказывается в центре крупнейших политических событий. В нем, фактически, фокусируются все проблемы мировой политики: экологические, демографические и миграционные, проблемы межэтнических конфликтов и терроризма, а значит, и подходы к их решению. «Завязывая» межсетевые узлы на своей территории, такой город включается во взаимодействие с другими городами и территориями. В результате, образуется сложная сетевая структура. Именно эта характеристика и позволила американскому социологу Саские Сассен говорить о «глобальном городе». «Глобальные города и территории» дают странам, в которых они расположены, сильнейший импульс развития.

Насколько Москву можно рассматривать в качестве «глобального города»?

Несомненно, если речь вести о России, Москва исторически «завязала» множество сетевых узлов. В каких-то сферах, пожалуй, даже чересчур много. Так, транспортные потоки оказались сконцентрированы в Москве в ущерб другим городам, да порой и самой Москве. Москва является финансовым центром России, концентрируя в себе более 75% финансовых потоков страны. Город обладает огромным бюджетом, превышающим бюджет ряда государств. В Москве как столичном городе работают органы федеральной власти, здесь сосредоточено большинство представительств как отечественного, так и зарубежного бизнеса в России, находятся ведущие научные, образовательные и культурные центры. Москва – самый большой город Европы. Все это дает основание говорить, что Москва – «ворота России в глобальный мир», причем пока единственный в таком масштабе, потому как на сегодняшний день сопоставимого с Москвой по ресурсному потенциалу какого-либо иного отечественного города просто не существует. Правда, здесь встает другой вопрос – насколько это хорошо для России.

А вот включенность Москвы в глобальный мир пока ограничена. Главное все-таки не в масштабах, как таковых, а в том, как город участвует в мировом разделении труда. Нью-Йорк, например, наряду с Токио и целым рядом других городов, выступает как индикатор биржевой торговли, а штаб-квартира ООН делает Нью-Йорк международным политическим центром. Именно такие особенности позволяют называть город «глобальным».

Журнал Foreign Policy приводит своеобразный рейтинг городов мира, согласно которому Москва занимает шестое место по показателю культуры, уступая не только Нью-Йорку, но и, в частности, Торонто. Почему? Дело в том, что этот показатель включает в себя не только памятники, музеи, театры, но и количество иностранных туристов, посещающих город. А здесь Москва проигрывает. Не хватает, например, трехзвездочных отелей. По другим показателям (например, бизнес-активность, информационный обмен) Москва оказывается за пределами двадцати ведущих городов мира.

Москва должна найти свою «нишу» на глобальном уровне. Можно использовать имеющийся культурный потенциал столицы, соединив его, например, с рекреационными возможностями Подмосковья. Можно подумать о других ресурсах. Для включения в глобальное пространство такие «ниши» необходимы, причем необходимы не только Москве, но и России в целом.