Приключения честных шведов в продажной России

На модерации Отложенный

Различия между этими двумя странами вряд ли могут быть еще больше. По крайней мере, в вопросе взяток. Швеция по уровню коррупции находится на третьем месте в рейтинге Transparency International, а Россия в прошлом году заняла неутешительную 146-ю строчку.

Когда более десяти лет назад компания IKEA заявила, что начинает экспансию в Россию, многим стало интересно, как шведская фирма будет разбираться с повсеместными просьбами самого разного характера самых разных служащих. Тем более что основатель компании Ингвар Кампрад (Ingvar Kamprad) известен исключительной бережливостью и отрицанием коррупционных схем.

В последнее время появилось сразу несколько сообщений, приоткрывающих завесу тайны над успехом шведской фирмы, которая недавно открыла в России двенадцатый магазин. Первый директор российского филиала Леннарт Дальгрен (Lennart Dahlgren), который работал в Москве до 2006 года, написал воспоминания «Как я покорял Россию, а она - меня». Отрывки из этой книги напечатал российский журнал Forbes.

Дальгрен, например, пишет о том, как однажды, чтобы срубить два гектара леса, им пришлось получить 39 разрешений, включая подпись премьер-министра Примакова. В итоге земельный участок потерял статус «лесных земель». «Кто ж знал, что получить разрешение на вырубку деревьев, которые растут в лесу, которого отныне формально не существует, невозможно? Воздерживаясь от оценок, замечу: определенные различия между российской и западной логикой объективно существуют», - дипломатично пишет Дальгрен. Разобраться с ситуацией помогло пожертвование на детский дом, который находился под патронажем губернатора.

Дальгрен ни один год пытался организовать встречу основателя компании Кампрада с Владимиром Путиным, надеясь, что в России это поможет открыть многие двери.

Но встреча так и не состоялась. «Однажды один человек сказал мне, что IКЕА вряд ли захочет встречаться с Путиным. Я поинтересовался почему. Не знаю, говорили они серьезно или шутили, но ответ был такой: «IКЕА же на всем экономит, а по нашему таксометру встреча с Путиным будет стоить пять-десять миллионов долларов, которые вы никогда не заплатите». Инстинктивно я почувствовал, что, пожалуй, будет лучше не развивать эту тему, и ничего не ответил», - пишет Дальгрен в книге, которая весной должна выйти на русском языке.

Однако недавно появились сообщения, что с бескомпромиссным отношением фирмы IКЕА к коррупции в России все было не так просто. За неделю до того, как были опубликованы отрывки из книги, два
топ менеджера IKEA Пер Кауфманн (Per Kaufmann) и Стефан Гросс (Stefan Gross) были уволены за то, что они знали, что их турецкий подрядчик давал взятки, чтобы получить от петербургских чиновников разрешение на работу одного из магазинов. По стечению обстоятельств это произошло как раз тогда, когда в российских СМИ Пер Кауфман призывал искоренять коррупцию.

Не самыми этичными способами IKEA пыталась разрешить спор с миллионером Вадимом Мошковичем, который отказывался продать компании участки земли для расширения одного из магазинов. Шведская газета Expressen писала о том, что менеджеры компании пользовались услугами «консалтинговой компании», которая должна была найти компромат, способный «смягчить» взгляды Мошковича. Говорят, Ингвар Кампрад заплакал, узнав б этом.

«Мы сможем изменить любого», - с гордостью и смирением написал один из читателей в комментариях к статье.