США и Россия: спешки с договором по СНВ нет

На модерации Отложенный

Стороны неоднократно заявляли о том, что развязка близка, однако переговоры все еще продолжаются

Представители США и России заявили, что не собираются искусственно ускорять процесс подписания договора по сокращению наступательных вооружений.

\"Мы не собираемся торопить переговоры, чтобы провести церемонию подписания накануне важной международной встречи\", - заявил пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс.

Речь идет о саммите по нераспространению ядерного оружия, который президент США Барак Обама примет в Вашингтоне в апреле.

Ранее глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров также сообщил, что стороны не стремятся завершить работу к какой-то конкретной дате. \"У нас нет искусственных сроков\", - заявил министр иностранных дел России.

При этом стороны в очередной раз отметили, что переговоры идут к завершению.

\"[Переговорщики] работают над последними несколькими вопросами нового договора, и мы, конечно же, надеемся, что он может быть подписан в кратчайший срок\", - сказал Роберт Гиббс.

По мнению Лаврова, до окончания переговоров осталось недолго.

\"Мы были бы за то, чтобы это завершилось за две-три недели\", - сказал глава МИД России в Швейцарии, добавив, что шансы есть. - Если все будут следовать самому главному принципу - принципу паритетности, то все вопросы могут быть решены очень быстро\".

Лавров также отметил, что увязка между наступательными и оборонительными вооружениями будет зафиксирована в юридически обязывающей форме.

Заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Института международной экономики и международных отношений РАН Александр Пикаев в интервью Русской службе Би-би-си заявил, что рассуждать о том, остались ли в переговорах какие-то принципиальные противоречия, очень сложно, так как стороны \"себя ведут достаточно скрытно и стараются минимизировать утечки\".

Технические разногласия

На московском саммите в июле прошлого года российский президент Дмитрий Медведев и Барак Обама решили в течение семи лет сократить количество ядерных боеголовок до 1500-1675 у каждой стороны.Ракеты Пэтриот

Лидеры США и России предварительно договорились также уменьшить число \"стратегических ядерных пусковых установок\" (ракет, бомбардировщиков и других носителей).

Правда, в этом вопросе точки зрения с самого начала несколько различались.

Впоследствии обнаружились и другие разногласия. В частности, США стремятся осуществлять контроль за российскими мобильными межконтинентальными ракетами, которыми сами не обладают. Кроме того, Вашингтон заинтересован в мониторинге производства и испытаний новых ракет в России, в то время как у самих США нет необходимости производить в настоящее время новые ракеты.

По мнению российских переговорщиков, такие меры носили бы односторонний характер, что их не устраивает.

В свою очередь, США не нравится желание Москвы сделать в договоре увязку между наступательными и оборонительными системами. Российская сторона хочет, чтобы новый договор снял ее опасения по поводу стратегии Соединенных Штатов в области противоракетной обороны.

Специалист американского института Хадсона Дэвид Саттер в интервью Би-би-си отмечает, что при ратификации в Сенате подобная увязка, если она будет прописана, будет рассматриваться очень внимательно.

\"Нет желания лимитировать наши возможности, нашу свободу маневра в этой области, - говорит эксперт. - Люди ощущают, что эти защитные установки все-таки могут быть очень важны в будущем\".

Еще более ситуацию вокруг СНВ осложнило решение о размещении ракет \"Пэтриот\" недалеко от польско-российской границы. Ранее предполагалось, что батарея американских противоракет появится рядом с Варшавой, однако затем стало известно, что батарею хотят разместить в городке Моронг, недалеко от границы с Калининградской областью

Военный эксперт Александр Пикаев считает, что размещение ракет ПРО не столько нарушает баланс сил, сколько \"отравляет атмосферу вокруг переговоров и повышает градус недоверия\".

Гораздо более серьезную проблему, по мнению Пикаева, представляют планы разместить элементы ПРО в Румынии, которые со временем могут действительно дать возможность американцам перехватывать российские баллистические ракеты.