Бюджетная реформа Минфина признана сырой
На модерации
Отложенный
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Минфина не поддержана Минэконом-развития и Счетной палатой. Документ сырой, говорят и в аппарате правительства — и шлют его на экспертизу в администрацию президента, сообщает газета «Ведомости».
Проект программы повышения эффективности бюджетных расходов Минфин опубликовал в конце февраля. Предусматривается переход от функциональной классификации расходов к программно-целевой. Весь бюджет Минфин предлагает верстать на основе долгосрочных целевых программ (ДЦП). По такому принципу Минфин хочет делать бюджет уже в 2012 г.
Замечания к программе Минэкономразвития отправило в Минфин в прошлую пятницу (копия есть у «Ведомостей»). Программа предусматривает изменение внешнего образа бюджета без изменения процедур целеполагания и оценки эффективности расходов. Утверждение бюджета без указания ведомственной и функциональной структуры расходов снизит уровень их прозрачности, а следовательно, и эффективности, считает Минэкономразвития. Переписать бюджет таким способом можно за 20 минут, сетует замминистра экономразвития Олег Савельев: «Программно-целевой метод предполагает работу с целями и мероприятиями, необходимыми для их достижения, а не с расходами».
Формат бюджета неразрывно связан с его содержанием, не согласен руководитель департамента Минфина Алексей Лавров: «Увязка бюджетных расходов с целями и результатами придаст новое качество всему бюджетному процессу».
Не все расходы нуждаются в программировании, продолжает Савельев: «Для расходов государства на выполнение своих функций, например содержание бюджетных учреждений, это делать ни к чему». Программный метод годится для проблем с четкими временными рамками и ясными целями, считает Савельев, как подготовка к Олимпиаде в Сочи. «Бюджетные учреждения нужны не сами по себе, а для достижения конкретных целей, например оказания госуслуг», — говорит Лавров.
С 1992 г. долю программных расходов в бюджете удалось нарастить только до 15%, напоминает Савельев: «Программный метод требует другой культуры управления, а Минфин предполагает совершить переворот менее чем за два года». Такие реформы действительно требуют времени, согласен Лавров, но в России бюджетирование на результат внедряется с 2004 г., основная часть работы проведена.
Программно-целевой метод — возврат к опыту СССР 1960-х гг., это усилит разрыв в уровне стратегического планирования между развитыми странами и Россией, пишет председатель Счетной палаты Сергей Степашин вице-премьеру Сергею Собянину («Ведомости» ознакомились с содержанием письма).
Письмо поступило в правительство, подтвердил сотрудник аппарата Белого дома. Не согласна Счетная палата и с предложением Минфина сделать объектами финансового контроля только государственных участников бюджетного процесса — это урежет полномочия Счетной палаты. Из-за неразвитости контрактного права и «сращивания интересов заказчиков и подрядчиков» это приведет к росту коррупции и скрытой приватизации, предупреждает Степашин. Именно госзаказчики должны нести ответственность, что не предусмотрели в договорах с исполнителями контроль за бюджетными деньгами и ответственность за их неэффективное использование, только тогда контроль будет эффективным, уверен Лавров.
«Минфин идет от расходов, а Минэкономразвития — от целей. Это старый ведомственный спор, что первично — курица или яйцо. А цель у обоих ведомств одна — повысить эффективность бюджетных расходов», — говорит высокопоставленный чиновник Минфина. Всем кажется, что Минфин просто хочет присвоить новую бюджетную классификацию расходам, распределив их по новым программам, жалуется он: «А мы считаем важным провести ревизию бюджета, чтобы все расходы соответствовали ключевым задачам и целям правительства». На этой неделе пройдет рабочая группа по согласованию программы, обещает он: «Постараемся решить все разногласия».
Обсуждать программу Минфина кабинет министров должен был 18 марта. Этого не произойдет, программа сырая, говорит чиновник правительства: есть поручение направить программу на экспертизу в Государственно-правовое управление администрации президента.
Минфину нужно описать методологию определения целей и контроля за ними, тогда у ведомств будет меньше вопросов, говорит Наталья Акиндинова из Центра развития Высшей школы экономики, но расходы на исполнение государством своих функций упихивать в программы не нужно: «Например, у расходов на здравоохранение могут быть частные цели, но вот общая цель — способствовать здоровью нации — вряд ли поддается программированию».
Бюджетную реформу можно было бы сейчас не проводить, если бы не постоянно увеличивающийся объем непрозрачных расходов, говорит Евгений Гавриленков из «Тройки диалог»: «Есть две статьи, которые в последнее время были неоправданно раздуты: расходы на бюрократию (общегосударственные вопросы) и национальную экономику. Против подобных статей Минфин и борется».
Комментарии