Почему Россия проигрывает Олимпиаду в Ванкувере

На первой олимпийской гонке по биатлону победила Анастасия Кузьмина, представляющая команду Словакии.

Я не знаю, как правильно относится к спорту. С одной стороны, спорт является готовой демонстрационной моделью для всякой социальной критики. Что может быть более абсурдным, чем бегающие по замкнутой огороженной трассе женщины в обтягивающих комбинезонах? Тем более, когда они на лыжах и с ружьями. Тем более, когда те, кто, согласно секундомеру, прибегает быстрее, радуются, а остальные печалятся. И, конечно, когда те, кто радуется, получают затем деньги. Но с другой - бессмысленный по своей природе спорт иногда оборачивается чистой эстетикой. В случае с лыжными гонками это хорошо видно. Спокойный белый пейзаж, непривычный для жителя большого города, сильные и энергичные люди, размеренность и слаженность в действиях.

В начале 90-ых годов лыжне гонки были формой познания родины, способом демонстрации того, что хотя Союза нет, где-то там за нашу страну все еще соревнуются соотечественники, наши. На фоне бардака, который творился в наших дворах, в семьях наших родителей и на экранах телевизоров трансляции лыжных гонок были свидетельством достижимости гармонии в мире.

И, возможно, самым ярким манифестом \"национального самосознания\". Но уже тогда начали появляться первые отклонения.

Люди с \"нашими\" фамилиями \"защищали цвета\" Казахстана и Украины. Люди с русскими именами мелькали то там, то тут в сборных стран Западной Европы. Уютный мир этой великой лыжной, белой иллюзии постепенно разрушался. Наши могли быть не за нас. А чем лучше мы?

Уже позже я прочитал историю Эрика Хобсбаума, который учился в школе Австро-Венгерской империи, и которому, как и всем, объясняли, как важно любить свою родину. Потом империя пала, и когда в сентябре школьники пришли в классы, выяснилось, что любить надо уже что-то другое. Разучивать новый гимн, изучать новый герб и вовремя поменять карты. В результате Хобсбаум стал выдающимся британским историком и исследовал феномен национализма. Другие его сверстники, наверное, просто ничего не заметили.

И сегодня комментатор спринта по биатлону, в котором победила Кузьмина, оговаривался: - У Насти, конечно, нет недостатка патриотизма!

Конечно, нет. Нельзя иметь недостаток того, чего вообще не существует в природе.

Бертран Тавернье биография