Россия – Белоруссия: \"Дружба\" врозь?

На модерации Отложенный

Зимнее энергетическое противостояние Москвы и Минска закончено. 27 января представители сторон подписали пакет документов о поставках нефти. Россия смогла настоять на сохранении объема беспошлинных поставок, а Минск – на увеличении цены за транзит российской нефти на запад. Как отметил в своем докладе президенту РФ Дмитрию Медведеву вице-премьер Игорь Сечин. «Сегодня подписан целый пакет документов. Это изменения к Соглашению о поставках сырой нефти в Белоруссию, методика тарифообразования на продажу нефти, баланс нефтяного сырья на 2010 год, совместное заявление вице-премьеров двух стран о гарантиях бесперебойного транзита».

Проходившие с октября прошлого года переговоры долгое время шли безрезультатно. В то же время, несмотря на отсутствие нефтяных соглашений на 2010 г., российская нефть продолжала с 1 января бесперебойно поступать как для транзита через Белоруссию в европейские страны, так и для поставок на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Правда, за время конфликта поставки нефти в Белоруссию упали более чем в два раза по сравнению с планируемым объёмом.

Российско-белорусский спор разгорелся вокруг беспошлинных поставок нефти. Дело в том, что Россия предлагала поставлять беспошлинно лишь нефть для внутренних нужд Белоруссии (6,3 млн. т нефти), а с остальных брать полную пошлину. Белоруссия же, ежегодно импортирующая более 20 млн. т российской нефти, настаивала на увеличении этого объема, доказывая что в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, вступившего в действие с 1 января 2010 г., торговля между двумя странами должна осуществляться на условиях, отличных от практики, принятой по отношению к третьим странам. Было проведено несколько раундов российско-белорусских переговоров, закончившихся безрезультатно. В начале января на фоне нерешенного вопроса о льготных поставках нефти в Белоруссию Минск объявил о планах увеличить для России ставку транзита в 5,5 раза. Транзитом через Белоруссию в Европу поставляется около 60 млн. т российской нефти. Также из Минска звучали угрозы прекратить поставки электроэнергии в страны Балтии и Калининград, если не будет подписан новый контракт. Под угрозой оказалось и членство Белоруссии в таможенном союзе.

Ранее условия поставки нефти в Белоруссию определялись межправительственным соглашением от 12 января 2007 г., которое предусматривало в 2007-2009 гг. действие понижающего коэффициента к стандартной пошлине на нефть при поставках нефти в Белоруссию (0,356 в 2009 году). Коэффициент к пошлине в 2009 году представлял собой стоимостной эквивалент 85% белорусских экспортных пошлин на нефтепродукты, подлежавших, согласно соглашению, перечислению в бюджет РФ. Стороны вели переговоры по условиям поставки нефти в 2010 г. с октября 2009 г.

Основным камнем преткновения в ходе переговоров был вопрос таможенных пошлин на черное золото. Минск настаивал на их полной отмене, ссылаясь на правила созданного в ноябре прошлого года Таможенного союза. Эти правила предполагают отсутствие таможенных пошлин в торговле государств-участников друг с другом. Россия, в свою очередь, предлагала белорусам беспошлинные поставки лишь той нефти, которая будет использоваться для ее собственного внутреннего потребления.

Главным нововведением стало повышение стоимости транзита российской нефти через территорию Белоруссии. Как объявил по итогам переговоров первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, что тариф на транзит российской нефти через территорию Белоруссии вырастет на 11%, причем Белоруссия получит возможность существенно его увеличить уже в октябре нынешнего года. По его словам, на переговорах была утверждена методика расчета стоимости транзита, которая позволяет рассчитать затраты и предъявить их российской стороне. На случай, если Россия не согласится с представленными расчетами, предусмотрено ежегодное повышение ставки на размер российской инфляции плюс 3%.

На первый взгляд, такой результат вполне устраивает российскую сторону. Во всяком случае, по словам вице-премьера Игоря Сечина, достигнутые договоренности позволяют перейти «на долгосрочную форму работы по тарифообразованию». «Она не допускает одностороннего увеличения тарифов, изъятия части денежных средств и в полной мере гарантирует наши интересы», – подчеркнул он.



Как и ожидалось, результатом затяжных переговоров стал взаимный компромисс. Белоруссия все-таки согласилась на предложение России получать беспошлинно только 6,3 млн. т нефти. Москва также пошла на компромиссные меры: тариф на транспортировку нефти будет индексироваться раз в год и рассчитываться в российских рублях. Благодаря удачному исходу переговоров российский бюджет сэкономит около $2 млрд.

Вот только окажется ли долговременным взаимопонимание в нефтяных отношениях двух стран?

История нефтяных взаимоотношений Москвы и Минска уходит в 1995 г. Тогда было решено приравнять условия работы белорусских НПЗ к условиям, в которых работают российские заводы. То есть отменить экспортную пошлину на нефть, которая на них поставляется, а пошлину на экспорт нефтепродуктов делить в соотношении 85:15 (85% - в пользу России). Однако в 2001 г. Белоруссия в одностороннем порядке вышла из этого соглашения. По оценке экспертов, Россия ежегодно недополучала более $4 млрд. из-за разницы в экспортных пошлинах в Белоруссии и России на нефтепродукты, производимые из российской нефти.

Переговоры о необходимости соблюдать раздел пошлины на нефтепродукты шли в вялотекущем режиме. После официального отказа Минска согласовать разделение экспортных пошлин на нефтепродукты была введена экспортная пошлина на нефть для российских компаний, поставляющих ее в Белоруссию. Белоруссия в ответ ввела беспрецедентную в мировой практике пошлину на транзит нефти в размере $45 за тонну. В мировой практике это был случай беспрецедентный. Россия ввела пошлины для своих российских компаний. А Белоруссия обложила пошлинами транзитную нефть, которая предназначена для стран Европы. Между двумя странами начался новый виток напряженности, на этот раз в виде «нефтяной войны». В итоге Белоруссия начала «несанкционированный отбор» нефти, поставляемую для европейских потребителей, вследствие чего Россия была вынуждена и вовсе прекратить экспорт нефти по нефтепроводу «Дружба». Ограничения в нефтепоставках коснулись Германии, Польши, Словакии, Венгрии.

Нынешний кризис также удалось остановить буквально в шаге от нового этапа «несанкционированного отбора» нефти и прекращения поставок по «Дружбе» в Европу. Российский вице-премьер Игорь Сечин на встрече со своим белорусским визави Владимиром Семашко сообщил, что позиция белорусской стороны была очень жесткой для России и что Москва пошла «на ряд компромиссов с учетом особых отношений с братской республикой, с народом Беларуси». Не так давно президент РФ сообщил, что «за период торговли нашим природным газом, нефтью и некоторыми другими сырьевыми источниками с Белоруссией общий объем преференций, который был предоставлен экономике Белоруссии, составил около $50 млрд.». Основной источник нефтяных дотаций – неявный реэкспорт нефти через территорию республики. Практически не добывающая нефти Белоруссия занимает шестое место в мире по экспорту нефтепродуктов.

Теперь объемы дотаций сократятся, однако не исчезнут совсем. Как считают эксперты, уйти от непаритетного партнерства и угрозы шантажа со стороны белорусского руководства можно только за счет полного прекращения транзита через территорию этой страны. И дело к тому идет. Именно из-за регулярно возникающих проблем с транспортировкой нефти через Белоруссию было начато строительство нефтепровода БТС-2. В настоящее время этот проект благополучно развивается, и после его запуска в недалеком будущем необходимость в белорусском транзите отпадет. Точно также как совсем недавно построили БТС-1 и полностью перевели экспорт нефти на российские порты. А порт Вентспилс, который обеспечивал очень значительную часть бюджета Латвии, оказался вне транзитных поставок из РФ.

Здесь направление работы российских властей вполне очевидно - минимизировать транзит энергоносителей через Белоруссию и Украины и, тем самым, исключить потери финансовые и имиджевые, как и угрозы шантажа. Что касается ухудшения экономического положения соседей, неизбежно возникающего вслед за потерей очень сереьезных транзитных доходов, то по этому поводу должны, очевидно, в первую очередь беспокоиться руководители в Минске и Киеве.